Политика
2606

Чего ожидать Бурятии в ближайшем году?

Прошедшие выборы депутатов Госдумы стали большой репетицией перед избранием главы республики

Фото: Юлия Плеханова

Такого мнения придерживаются эксперты, следившие за выборами в нашей республике. Для Бурятии выборы прошли более чем спокойно. «Информ Полис» решил разобраться, что на самом деле скрывала за собой борьба партий и кандидатов за думские кресла.

Минувшее воскресенье стало днем «X» для партий и кандидатов. В предвыборных штабах скрежетали зубами, сжимали кулаки, бежали на предвыборные участки и ждали вечера, когда общая картина уже будет более или менее ясна.

Уже в ранние утренние часы 19 сентября пришли первые «вести с фронта». Свою победу праздновали министр образования Алдар Дамдинов и партия «Единая Россия». Дамдинов почти на 12% оторвался от своего главного оппонента олигарха Михаила Слипенчука, который сменил цвета «ЕР» на флаг новообразованной «Партии Роста». А «ЕР» набрала внушительные сорок с лишним процентов, заставив аналитиков сомневаться в наличии в стране и республике многопартийной системы. 

- Между Дамдиновым и Слипенчуком была очень напряженная борьба, - констатировал председатель Избиркома Бурятии Дмитрий Ивайловский.

В самом ли деле борьба развернулась между персоналиями двух кандидатов?

Две силы

Накануне выборов можно было с уверенностью сказать, что на политической арене образовались две большие фигуры. Одну из них олицетворял действующий депутат ГД Михаил Слипенчук, а второй фигурой стал весь аппарат местной госвласти, который выдвинул вперед из своих рядов министра образования Алдара Дамдинова. Теоретически в республике могли сложиться три центра силы, но главный коммунист Вячеслав Мархаев пока занят на должности сенатора и его партия особой активности на выборах не проявила.

Политологи все как один сходятся во мнении, что минувшие выборы стали пробой силы в преддверии грядущих выборов руководителя региона в 2017 году. О том, что Наговицын готовится к выборам, стало понятно еще осенью прошлого года, когда его команда развернула активную пропаганду программы «Бурятия-2030». В Кремле с его досрочным сложением полномочий решили повременить. Возможно, для того, чтобы думские выборы показали, насколько лояльно настроено население к региональной власти.

- Власти показали, что научились пользоваться другими инструментами, кроме административного давления. Были привлечены профессиональные технологи, которые выстроили общую стратегию, власти создали благоприятные отношения со СМИ, тем самым обеспечили нужный информационный фон. Они быстро сориентировались, когда на баннерах Дамдинова добавили новый лозунг «Команда президента», - считает политолог Алексей Михалев.

В этом плане был правильно выбран кандидат Алдар Дамдинов, считают специалисты.

- По большому счету выбор перед гражданами поставили иным образом. Даже если следить по лозунгам «Пора выбирать своих». Он подразумевает деление на «свой» и «чужой», - рассказал профессор кафедры политологии и социологии Бурятского госуниверситета Эрдэм Дагбаев.

«Заруба мощная»

Если только что минувшие госдумовские выборы стали репетициями перед борьбой за пост руководителя региона, то стоит ожидать, что в следующем году на политической арене избиратели узрят все те же лица. Однако здесь мнения экспертов разошлись.

Краеугольным камнем выборов главы, а именно к ним сейчас начинают готовиться предвыборные штабы, становится вопрос о том, есть ли в республике сильные политические деятели, способные составить конкуренцию Вячеславу Наговицыну. По крайней мере, есть два претендента. Первый – Слипенчук.

- Слипенчук заявлял, что из политики он не уйдет. Все зависит от того, сможет ли он в корне пересмотреть подход к формированию предвыборной кампании, - отметил Михалев.

- Политическое присутствие Михаила Слипенчука в Бурятии зависит сугубо от его личных амбиций и интересов. Если ему интересна республика с точки зрения экономического или стратегического ресурса, то однозначно да. Он будет в том или ином статусе присутствовать на политическом поле Республики Бурятия, так как имеет достаточное количество ресурсов, выраженных не только в финансовом эквиваленте, но и в значительном управленческом опыте и профессиональных навыках, - рассказал завкафедрой политологии и социологии БГУ Комбаев.

Второй претендент – это коммунист Вячеслав Мархаев.

- Я думаю, что коммунисты на выборах главы все-таки попробуют свои силы. На этих выборах они без присутствия своего лидера получили около 20%, то есть это говорит о том, что у них есть электорат и есть с чем работать. И есть Михаил Слипенчук, все зависит от его желания, за него говорить я не буду. Но если все три претендента – Наговицын от власти, Мархаев от Компартии и Слипенчук – на выборы глав пойдут, то нас ждет заруба мощная, - сказал Дагбаев.

О том, что на следующий год придется начинать все сначала и вновь бороться за голоса избирателей, рассказал Алексей Комбаев.

- Репетицией выборы назвать можно, а вот обкаткой новых политических технологий вряд ли. В силу того, что эпоха пресловутых политических  технологов постепенно идет к своему закату, причина этому и меняющиеся законы в области избирательного прав, и во многом поумневшие претенденты на занимаемые выборные должности, и некоторое изменение самой политической системы. Что касается лояльности населения, то ее градус очень быстро меняется от различных факторов,  так что прошедшие выборы не совсем приемлемый, на мой взгляд, индикатор, на который стоит ориентироваться в предвыборной гонке за пост главы региона, очень многое может поменяться, - подвел черту специалист.

Еще одним депутатом Госдумы от Бурятии может стать Николай Будуев. Он идет по спискам партии «Единая Россия» и входит в первую тройку по Байкальскому региону вместе с эстрадным певцом Иосифом Кобзоном и одним из руководителей ОНФ Николаем Николаевым. Со дня на день должно решиться, попадет ли Будуев, главный «мэрский оппозиционер», в федеральное заксобрание. Свое мнения о быстром политическом  «взлете» Николая Будуева выразили эксперты

Алексей Комбаев, завкафедрой политологии и социологии БГУ:

- Партии необходимо было показать, что социально-политические «лифты работают», а главное условие попадания в элиту - это активная гражданская позиция, которую и проявлял Николай Будуев. Кроме того, состав «ЕР» во многом отличает то, что там очень много людей, мягко говоря, исходя из их финансового состояния, далеки от простого народа и в целом не привлекательны для электората, а это снижает популярность партии и даже дискредитирует ее.  Появление новых людей, малоизвестных, но активных, в какой-то степени должно было реабилитировать партию в глазах населения. Такие люди во многом стали «паровозами партии», т.е. голосовали не за партию, а за списочника, тем самым давая дополнительные голоса партии.  

Алексей Михалев, политолог:

- Николай Будуев принадлежит к новому молодому поколению политиков. Он хорошо выглядит, умеет хорошо говорить. Весной руководство страны дало понять, что «ЕР» нужна «новая кровь», новые лица. И можно сказать, что Будуев олицетворяет собой этот тренд. Я верю, что у него большое политическое будущее.

Автор: Владимир Буяхаев

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях