Предложения по колонизации малонаселённых районов Дальнего Востока и Сибири подготовила комиссия по миграции Совета по межнациональным отношениям при президенте России. Их озвучат на заседании в октябре, а затем представят главе государства, передают «Известия».
Как сообщил председатель комиссии Асламбек Паскачев, жителей регионов «с избытком трудовых ресурсов» необходимо переселять в места, где этих ресурсов не хватает. И первыми кандидатами на «переезд», по его мнению, станут жители некоторых регионов Центральной России, Южного федерального округа и Северного Кавказа. По оценке Паскачева, на юге страны проживает от 500 тысяч до 1 миллиона трудоспособных россиян, готовых сменить место жительства.
- Нам нужно обрабатывать свои территории, нужно занимать обезлюдевшие регионы своими же гражданами, – пояснил он в интервью изданию. – За последние четверть века произошёл отток населения с Дальнего Востока. Надо восполнять! Если мы создаём там территорию опережающего развития, то там требуются люди. Надо определить, где и сколько специалистов нужно и из каких регионов их завозить, готовить рабочие места и жильё.
Паскачев уверен: привлечь специалистов из западных регионов страны помогут льготные ссуды на приобретение жилья, «подъёмные», повышенные заработные платы, обучение по востребованным специальностям и развитие инфраструктуры.
«Китайцев нельзя, а европейцы не поедут»
«Известия» напоминают: два года назад по предложению Совета по межнациональным отношениям Владимир Путин поручил создать условия для повышения мобильности граждан. Вслед за этим правительство утвердило соответствующий план мероприятий, рассчитанный на 2014 - 2018 годы. Однако в рамках его реализации, по мнению Паскачева, было сделано мало. Председатель комиссии считает, что документ следует расширить, а внутренней миграции придать массовый характер. При этом он отметил, что гражданам из других российских регионов надо давать преимущество перед иностранной рабочей силой.
- Мы хотим, чтобы была разработана «дорожная карта». Поручение такое было, начало положено, но с учётом потребностей нашей страны этой работы мало, её не хватает. И то, что намечено, нужно делать более масштабно, с учётом тех задач по развитию Дальнего Востока и Сибири, которые поставил президент. Да и в Центральной России некоторые регионы нуждаются в населении, – цитирует его издание.
Между тем, директор института демографии НИУ Высшая школа экономики Анатолий Вишневский считает идею труднореализуемой по ряду объективных причин.
- Почему Россия не освоила по-настоящему Сибирь и Дальний Восток? Потому что всегда не хватало людей, – сообщил он в интервью «Известиям». – Ещё Екатерина (Екатерина Великая – прим. ред.) приглашала иностранцев, и они приезжали – немцы, греки, армяне, сербы. Нет у России демографического ресурса на такую огромную территорию, поэтому она остается неосвоенной или полуосвоенной. Представьте: вы живёте в горах Кавказа, а должны поехать в Сибирь. Человек же всё взвешивает. Даже если поедет, пару лет пробудет, увидит, что холодно – и уедет.
Учёный подчёркивает: заселять Сибирь и Дальний Восток можно только за счёт внешних ресурсов.
- У нас самая большая в мире территория, а население для такой территории по нынешним масштабам маленькое, – говорит Вишневский. – Может, можно было бы приглашать китайцев, но это опасно, потому что соседи. Ни в коем случае нельзя. А европейцы не поедут. Екатерина создавала льготные условия, и в освоении Поволжья и Новороссии немецкие колонисты сыграли свою роль. Но это было тогда. А сейчас и в Европе нет избытка населения. Он есть только в развивающихся странах.
«Это крайне опасно»
Анатолий Вишневский отметил, что вопрос заселения восточных регионов действительно очень важен с точки зрения сбалансированности страны.
- Проблема есть, и пути её решения надо проработать более серьёзно, – считает эксперт.
Начальник сектора демографии Российского института стратегических исследований (РИСИ) Игорь Белобородов также не поддерживает программу массового переселения, но по другим соображениям.
- Вместе с миграцией возрастают все риски, связанные с людьми с неопределённым статусом, – заявил он. – Это касается и преступности, и психологического дискомфорта, и, самое главное – повышения конфликтогенного потенциала. К примеру, возьмём мы 10 % населения юга страны и переселим на Дальний Восток. Как они интегрируются в эти регионы со своими житейскими практиками? Ждут ли их там? Это крайне опасно делать.
Ученый считает, что задача властей состоит как раз в обратном – думать о том, как сделать общество более оседлым.
- Человек, живущий в регионе, где всё нормально, не будет никуда уезжать. А мы, вместо того, чтобы создать условия у него дома и приобщить его к созданию этих условий, говорим ему переезжать и, таким образом, формируем прослойку людей, которых будет очень легко куда-то переманить, – поясняет Игорь Белобородов. – Следовательно, если за границей предложат лучшие условия, они переедут за границу. Какой смысл в создании феномена «перекати-поле»? Ни к чему хорошему это не ведёт.
По его мнению, надо использовать выгодные демографические условия на Северном Кавказе.
- Там сейчас входит в трудоспособный возраст многочисленное поколение, а это ресурс. Именно он в своё время позволил Китаю и Индии вырваться в лидеры в экономическом плане, – говорит демограф.
С Украины – в Сибирь
Какие именно сибирские и дальневосточные регионы планируется «колонизировать», не сообщается. Однако не исключено, что в их числе окажется и Бурятия. Напомним, в начале года группа депутатов Госдумы шестого созыва от КПРФ предложила поселить в Сибири и на Дальнем Востоке беженцев с Украины. Эту идею даже поддержало Минвостокразвития.
В ответе министерства, в частности, говорилось, что до 2020 года в Дальневосточном федеральном округе будет создано более 50 тысяч рабочих мест, и их могли бы занять люди, вынужденно покинувшие Незалежную. В перечень «территорий приоритетного заселения» включили 10 регионов – Бурятию, Забайкальский, Камчатский, Приморский и Хабаровский края, а также Амурскую, Иркутскую, Магаданскую, Сахалинскую и Еврейскую автономную области.
Впрочем, пока этот вопрос так и не сдвинулся с «мёртвой точки». Да и захотят ли украинские мигранты ехать на ПМЖ в Бурятию – вопрос риторический. Особенно если учесть, что большинство приехавших в республику жителей Украины в прошлом году поспешили её покинуть. Кто-то, как уже сообщал infpol.ru, отправился к родственникам, кто-то – в другие российские регионы.
Напомним, поток мигрантов прибыл в Бурятию летом 2014 года. Однако тогда же выяснилось, что часть беженцев прибыли по «ошибке»: люди лишь перед посадкой в самолёт узнали, что летят в Улан-Удэ.
До этого одни думали, что отправляются в Анапу, другие рассчитывали, что поселятся в Воронеже, а третьи – просто «рядом с домом». Кроме того, по прибытии в Бурятию некоторые переселенцы с Донбасса просто не нашли в республике работу по специальности. Другие захотели воссоединиться с членами семьи, уже «осевшими» в других российских регионах.
- Бывает, что муж находится в Челябинске, а супруга с детьми – в Бурятии. Естественно, они хотят воссоединить свою семью, тем более, если муж по профессии металлург и уже нашёл там себе работу, – пояснил тогда заместитель министра социальной защиты Бурятии Анатолий Кириллов. – Была и такая ситуация в одной семье: родственники, которые проживают в Воронежской области, направили сюда, в Бурятию, телеграмму «Приезжайте, мы готовы вас принять». Люди собираются и уезжают в Воронеж. А такого, чтобы в республике кому-то из них не понравилось, я не слышал, хотя уже больше трёхсот человек прибыло.
На одной из пресс-конференций об этом упомянул и глава Бурятии.
- Они у нас даже денег не попросили. Пожили-пожили, потом созвонились с родственниками, купили билеты и переехали сами. Изначально люди даже не знали, куда они едут. И я считаю, что это было неправильно, – отметил Вячеслав Наговицын.