Бизнес
3029

Золотые мосты или банкротство?

Что ожидает очередное бурятское предприятие: крах или спасительные заказы?

Фото автора

Во времена СССР  на «Улан-Удэстальмосте» работало несколько тысяч человек.  Предприятие благополучно переживало предыдущие кризисы?  Что же случилось, если даже гендиректора когда-то успешного завода объявляют банкротом? Почему именно этот кризис повалил производство набок? На эти и другие вопросы мы попытались ответить.

Анатолий Суслов не покинет свое кресло даже в связи с запретом занимать руководящие должности. Бессменный директор ЗАО «Улан-Удэстальмост», как сообщил информированный источник, в течение года, как допускает законодательство, остается.

А затем, скорее всего, передаст руководство своему сыну Алексею Суслову, ныне замгендиректора по развитию предприятия. Судя по всему, завод надеется переждать экономический шторм с долгами и минимальной численностью персонала. И дождаться крупных заказов в Москве и Амурской области.  

Офис «Улан-Удэстальмоста» напоминает сегодня опустевший терминал аэропорта в фильме Стивена Кинга «Лангольеры». Время здесь остановилось. Перед зданием несколько серых подержанных «Тойот»,  на проходной сидит неразговорчивый вахтер. И больше ни души. На стенах висят никому не нужные старые плакаты с продукцией банков. 

В 2013 году на заводе кипела жизнь, работа шла в три смены, численность работников составляла свыше 2000, а рабочие в некоторые  периоды зарабатывали по 70 - 80 тысяч рублей. Сегодня  работает немногим более 700 человек и то в режиме неполной рабочей недели.  Для рабочего, например,  10 тысяч рублей уже считается нормой с двухмесячной задержкой оплаты.

Задать вопросы руководству предприятия мне не удалось - гендиректор Анатолий Суслов, объявленный банкротом, ушел на больничный, а его заместитель Алексей Суслов еще не прилетел из Москвы. Там, по нашим сведениям, он вел дела по подписанию контрактов на поставку металлоконструкций  в строительстве Центральной кольцевой автодороги (ЦКАД) в Москве.

«Взять нечего, кроме анализов»

Первые тревожные звоночки у улан-удэнских мостовиков начались в 2014 году. Тогда с заводом не рассчитались вовремя за участие в великой олимпийской стройке в Сочи. Потом были Крым, санкции, обвал рубля, рост банковских ставок. И под занавес резкое сокращение крупных госзаказов - в стране стали кончаться деньги. Это самое простое объяснение бедственного положения на заводе. Ведь если мощности завода рассчитаны на 40 тысяч тонн металлоконструкций, а выпускает он максимум 15 тысяч тонн, а сегодня уже и того меньше, то говорить о рентабельности производства практически бесполезно.

И с начала 2014 года начали копиться долги перед поставщиками металла, банками, затем прибавились долги по заработной плате. В этой связи у кредиторов «Улан-Удэстальмоста», долги которого превышают 1 млрд рублей, возник соблазн обанкротить предприятие, чтобы вернуть свое.

Однако завод был включен в список  стратегических предприятий (субъект естественной монополии), обанкротить его не удалось. Но зато был объявлен несостоятельным должником гендиректор предприятия Анатолий Суслов с суммой кредита в 1 млрд рублей. Дело в том, что с недавних пор директор, получая крупный кредит на предприятие, обязан поручиться за него всем своим имуществом. Однако у Суслова не оказалось каких-либо активов, и сегодня он заявляет, что «с него взять нечего, кроме анализов».

Затем последовала эпопея то ли с рейдерами, то ли с инвесторами из Иркутской области, которые  пообещали заводу заказы в обмен на контрольный пакет акций предприятия. Но на это Сусловы не пошли. Наверное, правильно, иначе бы их уволили в первый же день после прихода нового руководства. Хотя вопросы к уровню их управленческой компетенции все же имеются.

- То, что произошло на «Улан-Удэстальмосте», на мой взгляд, лежит в области управленческих ошибок. В основном промахи связаны с ошибками в стратегическом маркетинге, недопонимании изменений, происходивших на рынке, в устаревшей модели продаж через бывшую сеть заказов, - прокомментировал «Информ Полису» ситуацию на заводе экономист Алдар Бадмаев. - Помню, когда я в личной беседе предлагал Анатолию Суслову начать поиск заказчиков в Китае, то он сказал, что все это слишком неудобно, поскольку существуют трудности  с валютными операциями и так далее. Тогда как раз строился гигантский, даже по мировым меркам, Тяньцзинский морской порт. Огромная стройка, требовавшая в том числе и поставку высококачественных металлоизделий. Игра в любом случае стоила свеч. Но, увы, этот шанс они упустили. Те же самые мусорные баки, металлические двери - весь этот ассортимент можно было выпускать. Попытка удержаться в узком сегменте в условиях кризиса всегда дорого обходится.  Как мне представляется, очень сильный провал с кадрами, за исключением производственного персонала и ИТР. Явно отстала на предприятии финансово-экономическая служба. На память приходит случай, когда на УУСМ рассчитали стоимость металлического бака под мусор для города, и она зашкалила все мыслимые пределы. Проблема была и есть, скорее всего, в устаревшей методике расчета цен затратным методом. Помимо этого, нужно было повышать оборачиваемость активов, использовать имеющиеся финансовые возможности для привлечения инвестиций и т.д. Но этого не произошло.

Напоминает тонкосуконную фабрику

При этом практически весь 2014 - 2015 год предприятие жило в ожидании того, что кризис вот-вот закончится и в 2016 году снова пойдет рост заказов. Но кризис только нарастал, какие бы сказки до этого нам не рассказывали чиновники. И с января 2016 года долги по зарплате персонала у мостовиков стали расти как снежный ком, численность пришлось вынужденно уменьшать, а оставшихся переводить на сокращенный рабочий режим.  

Мне это напомнило ситуацию с улан-удэнской тонкосуконной мануфактурой (ЗАО «ТСМ»), которая еще в начале «нулевых» считалась весьма прибыльным предприятием, где работало более двух тысяч человек. Но затем число заказов резко сократилось, и фабрика  перешла в категорию убыточных, начав брать кредиты и одновременно удерживая персонал. Как мне рассказал весьма информированный источник, тогда на предприятии было проведено специальное исследование, результаты которого давали четкий рецепт выхода из кризиса. Выйти на прибыль можно было и с тем же низким уровнем заказов, однако для этого требовалось сократить персонал в пять раз, полностью сменить менеджмент и не продавать свою продукцию без наценок родственным структурам в Москве. Однако руководство фабрики, сидевшее там с советских времен, на это пойти не могло. И через пару лет рейдерские структуры легко поглотили ТСМ, распродав все имущество под развлекательные заведения, а персонал выгнав за стены предприятия.

Так, на мой взгляд, из-за страха и недальновидности тогдашнего директората  предприятие не удалось вывести на новый уровень развития и сохранить. Я убежден, на месте ТСМ могло бы быть полноценное производство, пусть и с низкой численностью персонала. Но было бы производство. Сегодня там одни развлечения.

Большие стройки страны могут выручить

Было бы печально, если бы и улан-удэнские мостостроители пошли по подобному пути разбазаривания того наследия, которое им досталось со  времен СССР. Хотелось бы, чтобы сведения о возможных заказах все-таки подтвердились и завод получил второе дыхание. А они связаны снова с перспективами великих строек на западе и востоке России. Так, в настоящее время идет активное строительство многомиллиардного моста через реку Зею в Благовещенске, который свяжет магистрали города с мостом в Китай.

Дочернее предприятие  ЗАО «Курганстальмост» (давний конкурент нашего завода) загружено под завязку и не может освоить объемы до конца года. В связи с этим им пришлось отдать часть работ по субподряду «Улан-Удэстальмосту» - это три огромных пролета на 1,5 тыс. тонн изделий. Однако эта работа на пару месяцев. А вот  строительство Центральной кольцевой автодороги (ЦКАД) в Москве может стать для «Улан-Удэстальмоста» настоящим клондайком, поскольку уже подписаны договоры на поставку 40 тысяч тонн конструкций, что является загрузкой на два года! Тогда и все долги по зарплате будут погашены с первым же авансом. Дело в том, что сегодня практически все западные мостостроители заняты на возведении моста через Керченский пролив в Крым. И сложилась уникальная ситуация, когда на стройке государственной важности заняты практически все имеющиеся у мостостроителей мощности и даже на Москву не остается времени и сил. Так что у «Улан-Удэстальмоста» впереди замаячили реальные перспективы. Весь вопрос: надолго ли? Кстати, по нашим сведениям, 19 сентября на заводе прошла обязательная аттестация рабочих мест перед возобновлением производства, что заводчане связывают с неожиданным появлением какого-то крупного заказа.

Автор: Дмитрий Родионов

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях