Общество
5166

Копия улан-удэнской «головы Ленина» до сих пор стоит в Ульяновске

Из истории создания легендарного улан-удэнского монумента [часть 2]

В прошлый раз мы начали рассказ о том, как решалась судьба памятника Ленину в Улан-Удэ. Знаменитая «голова» вождя появилась на площади Советов в 1971 году. Хотя изначально на ее месте местные власти хотели поставить обычный памятник Ильичу – во весь рост, с вытянутой рукой. Этому решению воспротивился председатель правления Союза художников Бурятской АССР Александр Казанский. 

О его выступлении на совете вспоминает Павел  Григорьевич  Зильберман, бывший главный архитектор Улан-Удэ, соавтор проекта по сооружению памятника Ленину.

Александр Владимирович Казанский внес предложение. Приближался 1970 год. Вся страна готовилась к празднованию 100-летия со дня рождения Ленина. В это время сначала в Москве, а потом в Канаде в Монреале в рамках всемирного «ЭКСПО-67» проходила выставка «Образ Ленина в скульптуре,  изобразительном искусстве». На ней экспонировался скульптурный портрет «головы» Ленина отца и сына Георгия Васильевича и Юрия Георгиевича Нерода. Работа была опубликована в журнале «Художник». И вот Казанский говорит: «Работа отца и сына Нерода интересная, уникальная. Она для нашего времени - художественный прорыв!». В общем, мы нашли их координаты и предложили выполнить проект памятника Ленину в Улан-Удэ.

Критиковать не решались

… Так было принято решение: Ленин – это голова! Сначала в Улан-Удэнском горкоме КПСС, а затем – на заседании бюро Бурятского обкома КПСС 19 декабря 1968 года. Кстати, обсудить художественную концепцию будущего памятника вождю в то время могла не только, так сказать, узкая прослойка творческой интеллигенции Улан-Удэ.

22 апреля 1969 года в единственной тогда республиканской партийной газете «Правда Бурятии» вышла статья «Мы памятник ему воздвигнем» с эскизом проекта скульптуры, то есть все жители республики смогли воочию представить образ, черты будущего памятника в центре города и внести свои предложения и замечания. Судя по всему, особых возражений тогда не было, правда, не исключаю того, что мало кто подозревал, какими будут размеры этого творения. Впрочем, возможно и то, что критиковать в нашей глубинке работу известных советских скульпторов никто не решался, потому что затмевали высокие звания, награды этих деятелей культуры из столицы, признание на мировых выставках.

Итак, вот характерная оценка того события: «На семиметровом постаменте, облицованной мрамором, голова вождя, отлитая из бронзы. Таков будет памятник В.И. Ленину, который установят в нашем городе. Над площадью Советов поднимется настоящий, мудрый человечий, ленинский огромный лоб. В этом, собственно говоря, суть памятника, замысел его авторов – увековечить мудрость вождя.

«Нам, улан-удэнцам, считаю, в высшей степени повезло, - говорит главный архитектор архитектурно-планировочной  мастерской №1 института «Бурятгражданпроект» Виктор Иванович Кулеш. - Ведь это одна из лучших работ скульпторов отца и сына Г.В. и Ю.Г. Нерода. За эту работу они получили звание лауреатов Государственной премии. Она экспонировалась в Монреале, ее видели парижане. И теперь она будет установлена на центральной площади нашего города», - это отрывок из статьи «Мы памятник ему воздвигнем», вышедшей в апреле 1969 года.

От того исторического решения бюро Бурятского обкома КПСС, состоявшегося 19 декабря 1968 года, до времени подписания акта о приемке памятника государственной комиссией и, соответственно, торжественного открытия  4 ноября 1971 года - расстояние в  2 года 10 месяцев. И какие события вместил этот период?

«Парад голов» от Нерода

Далее начинаются перипетии по строительству, изготовлению этой бронзовой скульптуры. Об этом много написано из уст главного архитектора проекта Павла Григорьевича Зильбермана. Эта информация, не исключаю, может стать для жителей города своеобразной сенсацией.

Оказывается, в столице Бурятии стоят два памятника Ленину работы известных скульпторов Нерода. Один из первых памятников вождю мирового пролетариата был установлен на площади Славы в 1936 году – к 19-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции - на небольшой площадке перед Дворцом культуры ЛВРЗ. К Дворцу и памятнику перед ним, стоящим на возвышенности, ведет 140-ступенчатая широкая каменная лестница. Путь наверх превращается в своеобразное «восхождение» к Ленину, к очагу культуры. Очень символично и даже ритуально по своей сути.

Фото: Александр Гармаев

«Привязкой» памятника Ленину к местности и обустройством прилегающей территории рядом с Дворцом (ныне культурно-досуговым центром) занимался талантливый архитектор Петр Фабристов. Когда Павел Зильберман знакомил с городом приехавших москвичей, он подвез их к подножию памятника на площади Славы, и старший Нерода вдруг узнал в скульптуре Ленина свою работу. По предположению Павла Зильбермана, это была растиражированная копия одной из выставочных работ известного советского скульптора, значительная часть творчества которого посвящена именно лениниане.

Так вот Раиса Андреевна Серебрякова в своих рассказах много раз упоминала, что в 70-е годы перед сооружением памятника-гиганта на столах многих партийных  руководителей СССР появилась небольшая 4 – 5-сантиметровая копия памятника Ленину в Улан-Удэ. Но при этом она не обнаруживала прямой связи между большой «головой» на площади и маленькой кабинетной копией. Свет на эту историю пролил тот же Павел Григорьевич.

Выяснилось, что предприимчивые москвичи из своего творения, получившего международное признание на всемирных выставках «ЭКСПО-67» в Монреале и годом позже в Париже, создали настоящий конвейер – «парад голов» – одни маленькие настольные скульптуры сувенирного типа, другие – как произведения садово-паркового искусства.

Но монумент на нашей площади сделан не по кальке монреальской «головы».

- Конечно, в своем проекте для Улан-Удэ авторы использовали пластические и образные приемы той работы. Но для нее все изготавливалось особо, отдельно. И модель, и формы, и отливка – все делалось именно для памятника в Улан-Удэ по специальному заказу, - говорит Павел Зильберман.

То есть получается, в Улан-Удэ стоят две работы отца и сына Нерода, одна из которых – авторская, вторая – обычная тиражная копия. А первая работа скульпторов Нерода,  экспонировавшаяся на международной выставке «ЭКСПО-67» в Монреале, давшая толчок к созданию нашего монумента, теперь стоит на территории Ульяновского автозавода. После экспозиции за рубежом он был перевезен в СССР и торжественно открыт 21 апреля 1973 года. Он является частью Ленинского мемориального комплекса в Ульяновске. 

Идея из Лондона

Немного о Мытищах, где изготавливался памятник. Предприятие появилось до войны как скульптурная фабрика №3, а с 1953 года фабрика стала Мытищинским экспериментальным заводом художественного литья. Именно это предприятие, а не камнерезный завод делал нашу бронзовую «голову». Как, впрочем, и другие известные всему миру творения: памятник основателю Москвы Юрию Долгорукому, покорителям космоса, «Рабочий и колхозница»  близ ВВЦ, Циолковскому в Калуге, Есенину, Пушкину, Карлу Марксу в Хемнице в Германии и другие знаковые работы. Судя по архивным фотоснимкам тех лет, это было очень тяжелое, слабо механизированное,  во многом вредное для человека производство.

Искусствоведы утверждают,  что идея создать памятник Ленину в виде изваяния «головы» на постаменте отцу и сыну Нерода пришла после посещения ими могилы Карла Маркса на Хайгетском кладбище в Лондоне.

Наша «голова» абсолютно не одинока в своем роде. По рассказам Раисы Серебряковой, жители Бурятии имеют представление о памятниках Ленину в виде изваяния «головы» на постаменте в Чехословакии в городе Жилино и в городе Мирном в Якутии. Однако благодаря усилиям энтузиастов общества «Памятники Ленину», собравших базу данных о более чем 6000 памятниках вождю во всех населенных пунктах мира, выяснилось, что сегодня в России насчитывается порядка 40 изваяний «голов» Ленина на постаментах. Они – небольшие по сравнению с нашим гигантом. 

Что касается Бурятии, то в районах стоит 26 памятников Ильичу, из которых 3 реконструированы в последние годы местными коммунистами. Все они не представляют особой художественной ценности и относятся к объектам садово-паркового искусства.

Как ни странно, сохранение символов прошлой эпохи в виде памятников Владимиру Ленину является неким гарантом стабильности нынешней власти. «Надо бережно относиться ко всем периодам истории. Лучше не будоражить, не взрывать наш мозг», - предостерег Путин ретивых чиновников и политиков.

Где сертификат о рекорде?

Художественная ценность тех 40 «голов» по сравнению с улан-удэнской абсолютно невысока, поскольку те изваяния просто прямо стоят на постаментах в виде четко вырезанных прямоугольных колон и, конечно, не экспонировались на всемирных выставках за пределами страны. А наша «голова», еще до установки в Улан-Удэ получившая мировую известность, особенная.

Это из книги Л.К. Минерта «Архитектура Улан-Удэ»: «Она опирается на постамент толь­ко в передней  части,  как  бы  в  одной  точке, так  как  огра­ничена  снизу  косым  срезом. Прием,  применяемый  при  изображении скульптурных  голов  на  мемориальных ба­рельефах,  медалях  и  монетах,  здесь осуществлен  в  трех­мерном  пространстве  и  гигантском масштабе. Художественный  образ  поражает новизной.  Не  похож  на  общепринятый  и  характер  сочетания  «головы»  с  пьедесталом.  Такой  прием  ранее встречался  в  изваяниях  малых масштабов:  портретной  скульптуре  в интерьерах,  памят­никах-бюстах.  Привычное  в  камерной  обстановке  при стократном  увеличении  получило совершенно  иное  звучание...».

Буквально с момента установки монумент в Улан-Удэ стал объектом культурного наследия как памятник истории и культуры федерального значения. Находится под охраной государства.

Памятник Ленину в Улан-Удэ вопреки утверждениям не включен в Книгу рекордов Гиннесса. В этой книге значится всего один памятник вождю мирового пролетариата, установленный в Волгограде на Волго-Донском канале. В августе 2015 года улан-удэнская «голова»  занесена в Книгу рекордов России как самое большое изваяние «головы» Ленина в мире. Сертификат о регистрации такого  рекорда передан Музею истории города Улан-Удэ, но посетители его не видят. Он почему-то  находится в кабинете директора музея, которому до «раскрутки» самого главного бренда столицы  Бурятии, похоже, нет дела.

Автор: Октябрина Ешеева

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях