Напомним, с 1 января 2015 года в экологическом сегменте федерального законодательства произошли кардинальные изменения: все компании должны в обязательном порядке перерабатывать отходы производства, а не просто вывозить их на свалки. В 2016 году эти требования ужесточили. Исключение власти сделали лишь для предприятий малого и среднего бизнеса. А чтобы, наконец, навести порядок на свалках, всем российским регионам, в том числе и Бурятии, к осени поручили разработать два документа – специальную программу и территориальную схему.
Таким образом, можно сказать, что на уровне республики уже в этом году должна была появиться целая «мусорная вертикаль» со своей политикой, программами и даже с собственным оператором по обращению с отходами.
Однако Бурятия, как и многие другие субъекты страны, со своей задачей не справилась. Об этом на днях сообщили в международной экологической организации «Гринпис».
- Власти всех регионов России должны были решить, как поступать с мусором – собирать раздельно и перерабатывать, вывозить на полигоны или сжигать. Эти решения должны были отразиться в территориальных схемах обращения с отходами, последний срок утверждения которых – 26 сентября. Однако большинство субъектов с задачей не справились и не смогли выполнить требования закона об отходах, – говорится на официальном сайте «зелёных».
«Подошли несерьёзно»
Подготовить необходимые документы успели лишь шесть регионов – Москва, Воронежская, Ростовская, Самарская и Тюменская области, а также Ставропольский край. Остальные к работе приступили, но терсхемы находятся в разной степени готовности.
- К примеру, в Тверской, Ярославской, Вологодской и Брянской областях их подготовят лишь к концу осени, а в Тыве ещё даже не нашли подрядчика для этой работы, – пояснили в «Гринпис».
Впрочем, объяснение нерасторопности чиновников всё же нашли.
- Федеральный закон, который ввёл необходимость территориальных схем, появился ещё в декабре 2014 года. Однако выход постановления правительства, с момента утверждения которого нужно отсчитывать шесть месяцев, задерживался и откладывался. В результате оно появилось, когда бюджеты регионов уже были свёрстаны, и у некоторых банально не нашлось денег, – рассказывают в международной экологической организации. – Когда деньги появились, большая часть времени, отведённая на разработку, уже прошла. Кроме того, никакого наказания для руководства регионов за отсутствие территориальных схем не предусмотрено, поэтому некоторые недостаточно серьёзно подошли к этой работе.
Лишат субсидий
Согласно новому закону, регион, не утвердивший этот документ, не сможет получать субсидии на обращение с отходами и выбрать компанию-оператора, отвечающую за их сбор, транспортировку, утилизацию и захоронение.
- Формально говоря, с 1 января 2017 года вся работа с мусором – перевозка, размещение на свалках и даже переработка – становится нелегальной. Нет сомнений, что никто этого не допустит, что мы не утонем в мусорных кучах и отходы продолжат вывозить на свалки. Но никакого развития этой отрасли в регионе не будет, – подчёркивают в «Гринпис».
Таким образом, Бурятия рискует остаться без федеральных средств на решение «мусорного вопроса», который, как отмечают «гринписовцы», касается каждого.
- Во-первых, в терсхеме указаны все существующие в регионе объекты по обращению с отходами – места их хранения, предприятия по переработке, свалки, накопители. В общем, всё, что раньше частенько скрывалось. Теперь вы сможете обнаружить, что зловонный запах под вашим окном источала нелегальная свалка или временное хранилище отходов, – говорится в сообщении. – Во-вторых, с помощью этих схем можно найти примерные места размещения новых объектов. Это вполне удобный способ узнать, что хотят построить рядом с вашим домом. Если, например, новая свалка или завод по производству опасного топлива из отходов вызовет обеспокоенность, можно заранее узнать, как и когда будет проходить оценка воздействия этого объекта на окружающую среду и принять в ней участие.
И, наконец, территориальная схема рассказывает, как именно будет проходить обращение с мусором в конкретном регионе. Так, если власти решат собирать его раздельно, жители смогут «снизить» тариф на вывоз и утилизацию отходов. А если планы чиновников останутся только на бумаге, люди вправе потребовать от них поставить контейнеры во дворе дома.
«Нет смысла собирать бутылки»
«Гринпис» считает, что раздельный сбор — наиболее цивилизованный способ обращения с отходами. Минувшим летом «зелёные» даже предлагали жителям регионов направить соответствующее обращение властям. И хотя в организации отмечают, что сделать это ещё не поздно, поддерживать инициативу в Бурятии не спешат. Стоит отметить, что и сам глава республики в июле прошлого года раскритиковал предложение по «сортировке» бытовых отходов.
- Вы должны разобраться в вопросе, прежде чем давать абсурдные предложения, – посоветовал Вячеслав Наговицын первому замминистра природных ресурсов Бурятии Александру Лбову. – Положительного опыта в стране нет, а установку единичных модулей для раздельного сбора в районе Москвы за положительный опыт принять нельзя. У нас в республике нет ни стекольного производства, при котором имеет смысл собирать бутылки, ни производства компоста.
Тем не менее, в конце марта глава поручил Минприроды подготовить новые схемы обращения с отходами во всех 650 населённых пунктах республики. Ту, что была разработана в 2013 году, назвали неактуальной. Власти заявили, что это одна из главных причин появления несанкционированных свалок.
А вскоре на «Улан-УдэСтальмост» выпустили первый инновационный мусорный бак по «итальянскому образцу». Об этом в соцсетях рассказал зампред правительства по экономическому развитию Александр Чепик. Так что власти, судя по всему, не теряют надежды приучить горожан к «сортировке» мусора.
«Делают ли это власти – неизвестно»
К слову, минувшим летом «Гринпис» решил выяснить, как разные российские регионы решают проблему бытовых отходов. Им предложили ответить на несколько «тематических» вопросов: сколько контейнеров для раздельного сбора уже есть на территории субъекта, какие целевые показатели по сортировке и объёмах переработки ТБО сейчас установлены, существуют и планируются ли предприятия по сжиганию мусора или по производству топлива из отходов.
- Также они должны были предоставить «Гринпис» возможность ознакомиться с техническим заданием на разработку территориальной схемы или региональной программой в области обращения с отходами. Каждый конструктивный ответ давал один балл, – отмечали авторы исследования. – Если выяснялось, что в регионе рассматривают вопрос о строительстве мусоросжигательного завода, производства топлива из отходов или на этот вопрос не давалось однозначного ответа, один балл из рейтинга «отнимался».
Глав всех субъектов в «Гринпис» разделили на две группы – «немолодцы» и «молодцы». В тройку лучших попали Новосибирская и Курганская области, а также Чувашия.
- Власти этих регионов в курсе, что на их территории есть раздельный сбор отходов. Они установили целевые показатели по сбору вторсырья и не планируют строить заводы по сжиганию мусора, – рассказали «зелёные».
Ниже нулевой отметки в рейтинге опустились 19 субъектов. Отрицательный балл получила и Москва. В Татарстане, республике Марий Эл и Красноярском крае власти открыто заявляли о намерениях сжигать мусор и отравлять воздух, которым дышат местные жители. А ещё в нескольких регионах России собираются производить топливо из отходов.
Бурятия и вовсе предпочла отмолчаться, попав, таким образом, в число «немолодцов».
- Власти региона получили официальное письмо Гринпис, но в течение двух месяцев так и не ответили на него, нарушив закон «О порядке обращения граждан Российской Федерации», – сообщили тогда в экологической организации. – Однако до сентября этого года каждый регион обязан решить, как поступать с мусором – внедрить раздельный сбор и переработку, захоронить на свалке или сжечь. Решение будет отражено в специальном документе – территориальной схеме, которую сейчас по закону должны разработать в каждом субъекте. Делают ли это власти республики – неизвестно.
Отметим, уже в следующем году в республике может начаться строительство мусоросжигательного завода: соответствующее распоряжение подписал в июне премьер-министр страны Дмитрий Медведев. Проект оценивается в 9 миллиардов рублей. При этом треть суммы – в виде безвозмездной и безвозвратной субсидии – готова предоставить японская сторона. Остальные средства бурятские чиновники рассчитывают получить за счёт участия в госпрограммах и привлечения инвесторов.