Иркутск
11713

Убил за обман?

Кровавое преступление, совершенное средь бела дня в центре столицы Бурятии, обрастает новыми подробностями

Коллаж infpol.ru

Улан-Удэ взбудоражило убийство адвоката в центре города  среди бела дня. Что толкнуло Михаила Степанова, бывшего соучредителя «Дылачи», открыто, не таясь застрелить иркутского адвоката Дмитрия Васькова?

Как в боевике

Напомним, что преступление произошло около 13.00 на ул. Цивилева, во дворе здания, где находятся хостел и кафе. Рядом с местом преступления находятся поликлиника и детсад. Позже стало известно, что убийству Васькова предшествовали покушение и  погоня. «Иркутск Медиа» сообщил, что Михаил Степанов случайно встретил Дмитрия Васькова на улице Трактовой. Разговаривали мужчины через открытые окна своих автомобилей. Михаил Степанов рассказал на допросе, что он спросил у адвоката: «Ты Васьков? Ты меня помнишь?», на что Васьков ответил: «Иди на фиг, я тебя вообще не знаю».

Такой ответ «взбесил» Степанова, и он выхватил пистолет, выстрелил Васькову в руку. Адвокат вместе со знакомым, сидевшим в его автомобиле, спешно рванул с места.  Мужчины доехали до хостела, где попытались скрыться от стрелявшего. Пока Васьков ждал открытия железных ворот, его настиг Степанов. Он подбежал к «Мерседесу» адвоката и снова выстрелил в него, на этот раз в грудную клетку. После этого  «Мерседес» протаранил ворота хостела, а Степанов перезарядил пистолет, собираясь, видимо, произвести еще один выстрел.

Следователи отмечают необычное поведение убийцы.

- Степанов, когда убегал, метался, перелез через забор, у него там машина стояла. Он находился в каком-то таком состоянии, перепутал свою машину с чужой. Видимо, у Степанова произошла вспышка злости, он мог не думать о последствиях, - говорят в Следственном комитете Бурятии.

Спустя несколько часов Степанов явился в полицию с повинной.

- Через окружение Степанова до него была доведена информация о том, что скрываться бесполезно, - отметил начальник УУР МВД по РБ Степан Хабинов.

Это пока единственная официальная информация от правоохранительных органов. Осталось неясным, что заставило мужчину убить человека в самом центре города? Мы попытались узнать предысторию громкого убийства. Она уводит в далекий 1990 год.

Сын основателя

Оказалось, что Михаил Степанов – сын знаменитого эвенкийского общественного деятеля Петра Степанова, основавшего в 1990 году общественную организацию «Ассоциация коренных малочисленных народов Севера Рес­публики Бурятия».

Эта организация и сейчас представляет интересы коренных народов Бурятии - эвенков и сойотов, вклю­ченных в перечень коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ. К сожалению, нынешнее руководство организации наотрез отказалось прокомментировать нам случившееся.  

Из открытых источников мы узнали, что основатель и первый президент ассо­циации Петр Степанович Степанов руководил организацией с момента ее со­здания в марте 1990 года до 1997 года. За эти 7 лет он сделал множество добрых дел. В республике приняли госпрограммы по соци­ально-экономическому и культурному развитию КМНС Бурятии. Возник действующий и сейчас центр возрождения эвенкийской культуры «Арун».  Для решения насущных воп­росов эвенкийского народа обра­зовали 6 эвен­кийских сель­ских Советов народных депу­татов. В 1994 году по инициативе ас­социации на БГТРК организована эвенкийская радиостудия «Биракан». С 1996 года ведется телепрограмма на эвенкийском языке «Улгур».   Непосредственно по инициативе Петра Сте­панова на филологическом факультете БГУ открыли отделение эвенкийского языка.

Основная цель республиканской ассоциа­ции - стремление объединить коренные малочисленные народы Севера Бурятии для реализации и защиты их прав и законных инте­ресов, возрождения и развития тради­ционных промыслов, культуры, языка. Начали создаваться многочисленные семейно-родовые общины.

Учредители «Дылачи»

В 1992 году создается первая в республике эвенкийская семейно-родовая община «Дылача». В прошлых номерах мы уже писали о том, что эвенки пользуются небольшими льготами в местах своего проживания при ведении традиционных промыслов. Поначалу община «Дылача» занималась именно ими, попутно добывая гравий, известь. В 1992 году во главе «Дылачи» встал сын уважаемого в районе фронтовика Михаила Туракина бывший спортсмен и учитель физкультуры Андрей.

В 1994 году «Дылача» впервые получила лицензию на разработку Кавоктинского месторождения нефрита. Этот камень, который в России считается полудрагоценным, в Китае ценится дороже золота и бриллиантов. Открывшаяся  торговля нефритом с Китаем позволила общине «Дылача» быстро стать одной из самых богатых в Бурятии, помогать землякам, заниматься строительством храмов. Неудивительно, что в  2002 году Андрея Туракина избрали депутатом Народного Хурала от Эвенкийского избирательного округа № 65. Уже через 2 года, в апреле 2004 года, Андрей Туракин победил на выборах главы Баунтовского района, набрав почти 68% голосов избирателей.

Баунтовский Абрамович

Говорили о том, что лично президент Бурятии, на тот момент Леонид Потапов попросил богатого депутата Хурала возглавить район. Об Андрее Туракине в качестве главы Баунтовского района ходили легенды. Кто-то жаловался, что его почти невозможно застать на работе в районе, а кто-то восхищался тем, что новому главе проще купить из личных средств трактора и раздать сельчанам, чем выбивать их у чиновников. Сейчас можно сказать, что работа главой района скорее была нагрузкой  для бизнесмена Андрея Туракина. Его даже называли Баунтовский Абрамович. Возможно, поэтому на очередных выборах главы района в 2009 году Туракин не стал выдвигать свою кандидатуру.

В какой момент в состав общины «Дылача» Петр Степанович Степанов ввел своего молодого сына Михаила, сейчас уже неважно. Главнее то, что его позже вывели из состава соучредителей «Дылачи». Возможно, это подтолкнуло Михаила Степанова к мести и помощи в ликвидации общины. 

Громкое дело

В 2012 году на федеральном уровне заговорили о том, что в нефритовой отрасли нужно навести порядок. Применительно к Бурятии – декриминализировать. Крупнейшим добытчиком нефрита в те годы оставалась эвенкийская родовая община «Дылача».

Примерно в это время бывший соучредитель «Дылачи» Михаил Степанов познакомился с иркутянином Дмитрием Васьковым, который предложил ему сделку: поучаствовать в ликвидации  общины. За это Васьков якобы пообещал Степанову 60 млн. Так ли это было на самом деле, покажут признания Степанова. Голые факты таковы, что  Михаил Степанов начал писать различного рода жалобы на «Дылачу» в прокуратуру. Полиция обвинила общину в хищении нефрита, который вывозился за границу значительно большими объемами, чем это декларировалось. Возбудили уголовное дело о ликвидации общины. При этом следователь по уголовному делу строго-настрого, под страхом уголовной ответственности, запретил распродавать имущество «Дылачи», объявив его вещественным доказательством по делу. Активы общины были немалые: кроме недвижимости, базы, тяжелой и автомобильной техники общине принадлежала вся инфраструктура на Кавоктинском месторождении нефрита. Это и готовый вахтовый поселок, и ангары с техникой, дороги, склады и прочее.

В начале октября 2012 года в офисы  и производственные участки «Дылачи» зашли с обысками силовики. Эта ситуация вокруг семейно-родовой эвенкийской общины «Дылача» обсуждалась везде. Даже в Общественной палате РФ. Верховный суд Бурятии отменял решения судов первой инстанции, которыми были установлены законность выемки нефрита-сырца со складов и с производственного участка СРЭО «Дылача», а также возбуждения уголовного дела в отношении неустановленных должностных лиц общины.

- Все обвинения, брошенные в адрес нашей общины, шиты белыми нитками, – заявляла тогда председатель национально-культурной автономии «Эвенки Республики Бурятия» Мария Бадмаева. – Хотят захватить бизнес – вот единственная причина происходящего. Но я хочу заявить: господа, вы просчитались. Геноцида против малого народа мы не допустим.

Сейчас она отказалась комментировать нам произошедшее. Возможно, потому, что сам Михаил Степанов является эвенком, что не помешало ему через Баунтовский районный суд ликвидировать общины. Позже по своему ходатайству Степанов назначил арбитражного управляющего из Иркутска.

А сам глава эвенкийского клана, один из владельцев «Дылачи» и экс-мэр Баунтовского района Андрей Туракин не стал дожидаться своего ареста и вместе с семьей уехал в Китай. В итоге «Дылача» сошла со сцены.

Кого защищал адвокат

Между тем убитый Михаилом Степановым  Дмитрий Васьков известен не только тем, что, по словам Степанова, кинул его на миллионы.

Иркутский адвокат «крышевал» читинскую ОПГ, пишет газета «Вечорка».  Сын бывшего руководителя иркутской налоговой инспекции Васьков некоторое время работал следователем в прокуратуре Кировского района города Иркутска. Набрав достаточный объем связей, Васьков ушел в адвокатуру. Убитый был частым гостем в Чите, где защищал членов ОПГ «Меценатовские». Преступная группа «Меценатовские» действовала в столице Забайкальского края с 1999 года. Её участники промышляли вымогательством, грабежами, разбоем и мошенничеством. По информации краевой прокуратуры, в 2004 году они угрозами и насилием завладели принадлежащей местному бизнесмену подъездной площадкой на станции Могзон Хилокского района. В августе 2005 года участники преступной группы напали на предпринимателя и похитили у него около 1,4 млн рублей. А в 2007 году преступники попытались захватить ООО «Забайкал-Аспект», завладев акциями предприятия на сумму 112 млн рублей.

Грозит до 15 лет

Как видим из предыстории этого громкого убийства, ситуация похожа на месть за обещанные миллионы после ликвидации «Дылачи». У наших иркутских коллег есть своя версия причин этого преступления. Мы публикуем ее с небольшими сокращениями рядом с этой статьей.

Пока же по факту убийства адвоката следственный отдел по Железнодорожному району Улан-Удэ возбудил уголовное дело по признакам преступления, предусмотренным ч. 1 ст. 105 УК РФ. Подозреваемому грозит до 15 лет лишения свободы, до суда он будет находиться под стражей.

Автор: Лариса Ситник

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях