Этот инцидент произошёл ещё в середине августа, в элитном воинском подразделении – 24-й отдельной бригаде спецназа ГРУ, дислоцированной в Новосибирской области. Во время стрельбы на полигоне сержанту-контрактнику не понравилось, как солдат Глеб Данилов делает упражнение. Он начал методично пинать парня ногой по каске.
Впрочем, обо всём этом родные солдата узнали далеко не сразу. Началось всё с телефонного звонка. Глеб, не рассказывая о происшествии, сообщил, что у него сильно болит голова, а таблетка, которую дали в санчасти, не помогает, сообщал сайт «НГС. Новости».
Отец пострадавшего отправился в Новосибирск и уже там, на месте, угрожая командиру роты прокуратурой, добился, чтобы сына отвезли на МРТ и к неврологу. Врачи диагностировали сильное сотрясение головного мозга. В итоге 21-летний срочник из Челябинской области оказался в госпитале, а сержант – под следствием.
Глеб всегда был физически крепким и подготовленным. Много лет занимался спортом – он детский тренер по карате. И в армию шёл с желанием, был рад, что служить будет в элитной части, в спецназе. Грезил о боевом братстве, передаёт province.ru. Ради службы в армии он даже бросил вуз.
Избиение челябинского солдата осудил бывший командир группы 24-й отдельной бригады спецназа ГРУ, Герой России из Бурятии Анатолий Коробенков. В интервью «НГС. Новости» он отметил, что произошедшее не имеет отношения к военной службе, а лежит в области всем привычных правоотношений.
- Я бы не стал комментировать этот инцидент в рамках прохождения военной службы, тем более – службы в спецназе. Здесь проблема лежит в рамках воспитания. Никто не знает, в каких условиях воспитывался человек до начала несения службы. Может быть, семья неполная, отец не родной. И как они воспитывали сына – одному Богу известно. Перекроить после такого психику человека достаточно проблематично, особенно за короткий срок, – отметил он.
Офицер добавил: некая особенная, зверская и беспощадная методика подготовки военнослужащих в спецназе – не более чем миф.
- Вся подготовка утверждена регламентирующими приказами. И любой регламентирующий приказ проходит правовую оценку. Есть, конечно, у разных командиров индивидуальный подход к тому или иному вопросу об обучении, но, по большому счёту, что в специальных подразделениях, что в линейных частях процесс подготовки не выходит за рамки общечеловеческих понятий, – пояснил Анатолий Коробенков. – Когда я проходил службу в 24-й бригаде спецназа, такого понятия как дедовщина не было по определению. Это было невозможно. В то время бригада была воюющей, и каждый командир каждый день говорил своим подчинённым, что, ребята, вам совсем скоро идти вместе в разведку, участвовать в боестолкновениях. Это настраивало на должную мотивацию, воспитывало чувство боевого товарищества, заботу о ближнем.
Также Коробенков высказался на тему, должен ли был срочник терпеть удары ногой по голове или мог бы попытаться защитить себя:
- Если действие командира незаконно, то в любом случае человек, совершающий проступок, подлежит уголовной ответственности. Поэтому ставить вопрос в рамках военной службы здесь некорректно, – подчеркнул он.
Справка
Анатолий Коробенков родился в 1975 году в Улан-Удэ. Сейчас живёт в Московской области. Будучи командиром группы 24-й бригады спецназа ГРУ, в 2002 году получил звание Героя России, вызволив со своей группой окружённых пограничников в Чеченской республике. Бандформирование численностью в 50 боевиков заманило в засаду группу российских пограничников. Группа спецназа под командованием лейтенанта Коробенкова совершила долгий марш-бросок в ущелье, где шёл бой. Спецназовцы спустились по отвесным скалам за спину боевикам и вступили в бой с более многочисленным противником, вынудив его к бегству. Группа Коробенкова потерь не понесла. 24-я отдельная бригада специального назначения Главного разведывательного управления (в/ч 55433) дислоцируется на территории Новосибирской области с 2012 года. Изначально подразделение было создано в 1977 году недалеко от Читы. Бригада выполняла самые разнообразные задачи, в том числе в Северо-Кавказском регионе.