Нестабильное финансовое время все чаще вынуждает обычных граждан искать дополнительные способы заработка. Которые иногда бывают нелегальными...
Обещают «золотые горы»
Так, все чаще в последнее время можно увидеть объявления о вакансиях водителя легкового такси. Работодатель спешит заверить, мол, за месяц можно заработать до 80 тыс. рублей. Правда, есть некоторые условия: опыт работы должен быть более одного года, необходимо иметь свой автомобиль и хорошо знать город.
- Сотрудничая с нами вы заработаете хорошие деньги, а значит, у вас появится возможность в кризис иметь достойный дополнительный доход. Повышается стоимость заказов в часы пик и праздничные дни, что дает возможность максимально заработать деньги за короткое время, - заманчиво написано на одном из сайтов.
Как видим, ни о каких требованиях, предъявляемых к легальным перевозчикам, ни слова. А значит, любой получивший доступ к базе вызовов автоматически становится нелегальным предпринимателем.
«Бомбила» поневоле
Взглянуть в глаза «бомбилам» решил корреспондент infpol.ru. Несмотря на осеннюю стужу он отправился в специально организованный рейд. Первые 30 минут сотрудникам Госавтоинспекции попадались обычные нарушители, кто ремень не пристегнул, у кого-то фара не горит.
Однако долго ждать не пришлось. Уже третий водитель авто оказался таксистом. В салоне сидел мужчина, который от неожиданности подтвердил, что едет в такси.
- Нелегальные таксисты выходя на дорогу без соответствующего разрешения, без регистрации в налоговых органах - фактически нарушают законодательство о предпринимательстве. То есть, они не отчисляют налоги, не осуществляют каких-либо мероприятий, которые сопутствуют данному виду перевозок. Соответственно, не следят ни за безопасностью пассажира, ни за предоставлением качества услуг, — отметил главный специалист по контролю пассажирских перевозок минтранса Бурятии Евгений Фетисов.
По словам специалиста штраф может составлять от 2 до 5 тысяч рублей. Недовольный водитель вначале наотрез отказался давать нам какой-либо комментарий. Но через некоторое время, подумав, согласился.
- Для меня лицензия на перевозки не доступна. Необходимо выполнить некоторые условия: перекрасить автомобиль и прочее. А главное, платить деньги непонятно кому и за что. Я вообще не согласен с этим. С простых граждан чиновники итак всячески снимают деньги. Любыми способами. Бюджет только штрафами пополняется, - начал рассказывать свою историю Алексей.
- Дальше продолжать работу в такси будете? - поинтересовались мы.
- Обязательно. У меня другого выхода нет.
- Почему?
- В течении двух лет я не могу найти работу по своей специальности.
- А какая у вас специальность?
- Механик.
- Разве механиком сложно устроиться?
- Поверьте, да. Я стоял в центре занятости и в кадровые агентства обращался – проблематично. В данный момент я выход нашел один – какую-то подработку в такси, - твердо ответил мужчина.
По словам мужчины высокая зарплата, указанная в объявлениях, преувеличена в несколько раз.
- По факту, намного меньше. Но это хоть какой-то выход. Дома сидеть – тоже не вариант, - отметил он и попрощался.
Отобрали разрешение
После этого полицейским «попались» еще несколько машин. Каждый раз история повторялась, водитель невнятно оправдывался, а пассажир старался быстрее покинуть автомобиль под предлогом, что сильно торопится.
В очередной раз, остановив авто, пассажир Бато стал громко требовать у таксиста свои деньги за проезд. Видимо, практика брать деньги вперед, стала в последнее время актуальной у нелегалов. Никаких денег мужчина не получил. Зато пришлось дать показания сотрудникам полиции и поставить свою подпись.
После этого он быстро удалился.
А вот водитель Геннадий искренне удивился штрафным санкциям в его адрес. По его словам, он был уверен, что работает легально.
- Разрешение не действующее. ИП Цыбикдоржиевой уже вообще нет. Закрыто в 2013 году, - взяв в руки документ отметил Фетисов.
- Не знаю, мне такое выдавали, - непонимающе ответил Геннадий.
- В августе 2013 года оно закрылось. Я помню это дело. У них нарушение было. Это разрешение аннулировано. Я его у вас изымаю.
После этого сотрудник Минтранса при водителе сверился с реестром и подтвердил срок его окончания.
- Я даже не знал что разрешение просрочено. У нас в Улан-Удэ работы нет, люди только на этом зарабатывают. Троих детей воспитываю. А нас только штрафами стращают, - сбивчиво стал говорить таксист. - Как теперь работать без разрешения?
И это далеко не первый случай в практике сотрудника минтранса по Бурятии. Еще три года назад подобных компаний было не счесть.
- Компании-однодневки заключали договор аренды на автомобиль. Перевозчик получал на него разрешение. А когда начинались плановые проверки налоговых служб находчивые предприниматели закрывали бизнес, - рассказывает Фетисов.
На следующий год схема продолжалась. Естественно, при закрытии организаций часть разрешений не возвращалась.
- Только в процессе подобных проверок приходится изымать недействующие разрешения, - пояснил представитель министерства транспорта.
«Умоют руки»
Отметим, нынешнее законодательство в области легковых перевозчиков до сих пор не столь идеально. Многочисленные диспетчерские службы работающие в городе по закону всего лишь предоставляют информационные услуги водителям и никакую ответственность за безопасность пассажира не несут. Зачастую колл-центры просто отправляют заявки, а кто водитель, их не интересует. А значит, в случае ДТП диспетчерские службы «умоют руки» и не понесут никаких санкций.
- Для повышения качества предоставляемых услуг и уровня безопасности при перевозке пассажиров и их багажа в легковом такси, вступил в силу закон об едином цвете всех такси. Это позволило пассажирам определять автомобили, которые действительно имеют разрешение и отвечают за тот уровень качества, который может гарантировать государство, - отметил Евгений Фетисов.
Так что выбор остается за пассажирами: дешевая поездка в нелегальном такси либо быть уверенным в своей безопасности и спокойно добраться до пункта назначения.