- Зандра Гэндэнович, в прошлом году завершилась «Программа социально-экономического развития Республики Бурятия на 2011-2015 годы», и на очередной сессии Народного Хурала РБ будет представлен отчет о ее исполнении. Какие основные итоги программы мы можем подвести?
- Несмотря на все трудности последнего времени, у нас есть важные достижения, которые составляют основу для дальнейшего роста. Во-первых, это рост численности населения, заметьте, что начиная с 2007 года в республике идет ежегодный прирост населения. За счет чего? За счет естественного прироста населения и сокращения миграционного оттока населения.
Во-вторых, продолжительность жизни достигла 69,4 года, и хотя это еще невысокий показатель в сравнении со средним по стране (71,4 года), но он достигнут впервые и увеличился по сравнению с 2006 годом на 7 лет.
Впервые, помимо основной программы занятости, в республике действовали ежегодные программы дополнительных мер по снижению напряжённости на рынке труда. На их реализацию в 2011 - 2015 годах из двух уровней бюджетов направлено более 800 млн рублей. Кроме того, из республиканского бюджета финансировалась программа содействия занятости на сумму 323,4 млн рублей.
Участниками мероприятий этих программ стали более 162 тыс. человек. Из них 11 тыс. организовали собственное дело и трудоустроились на вновь созданные рабочие места, на временные, общественные работы было привлечено 24,3 тыс. человек, создано порядка 2,2 тыс. специализированных рабочих мест для инвалидов, 18,2 тыс. безработных прошли профессиональное обучение и повысили квалификацию и т.д. Каждый второй безработный гражданин, обратившийся в службу занятости, был трудоустроен.
Надо отметить, что выполнены все взятые социальные обязательства. За 5 лет улучшили жилищные условия 975 ветеранов Великой Отечественной войны и 290 человек из числа ветеранов боевых действий, инвалидов и семей с детьми с ограниченными возможностями. Обеспечено жильем 1400 детей-сирот. В эти годы введены новые меры соцподдержки: республиканский материнский капитал, «дети войны», «университет третьего возраста», «приемная семья для пожилого возраста и инвалидов» и др.
В 2013 году реорганизована вся система здравоохранения, осуществлен переход учреждений из муниципальной собственности в государственную. За 5 лет в здравоохранении введено в эксплуатацию 36 объектов, проведен капремонт свыше 230 объектов, поставлено более 3,5 тыс. единиц медицинского оборудования. Общий объем финансирования отрасли увеличился в 2,6 раза. Все эти меры позволили спасти жизни многих людей, добиться снижения смертности населения, в том числе младенческой.
В 2013 - 2015 годах Республика Бурятия выполнила «майские» указы президента РФ по повышению зарплаты в социальной сфере. В целом же за эти пять лет заработная плата работников увеличилась в 1,6 раза, денежные доходы в среднем одного человека выросли в 1,8 раза.
- Как развивался реальный сектор экономики?
- За 5 лет по темпам роста промышленности Бурятия занимала лидирующие позиции в СФО и Российской Федерации. В сопоставимых ценах прирост производства составил 42,5%, при среднероссийском темпе прироста – 7%.
Увеличение объема промышленного производства прежде всего связано с ростом обрабатывающих в 1,5 раза и добывающих производств в 1,3 раза к уровню 2010 года.
Этому способствовала сформированная в эти годы система господдержки. Республика предоставила предприятиям налоговые льготы на сумму 599,0 млн рублей, компенсировала процентные ставки на сумму 185,2 млн рублей 21 инвестору, также была предоставлена госгарантия республики на два проекта на сумму 637,3 млн рублей - Селенгинский завод ЖБИ и Восточно-Сибирский свинокомплекс.
Продолжается поддержка АПК. За 5 лет по различным видам поддержки было выделено 4,6 млрд рублей бюджетных средств, в том числе из республиканского бюджета – 1,8 млрд рублей.
Сфера туризма, о которой 5 лет назад редко кто говорил как о приоритетной, положительно изменилась. Количество туристов и объем платных услуг увеличились в 2 раза. Созданы и развиваются 6 туристических кластеров, проекты были включены в федеральную программу по развитию внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации. Объем финансирования на развитие туристской инфраструктуры кластеров - 4,1 млрд рублей, из них 2,6 млрд рублей - средства частных инвесторов.
В сфере малого предпринимательства в республике за период реализации программы поддержано 3422 предпринимательских проекта на сумму 2,3 млрд рублей. Кроме того, Гарантийный фонд РБ оказал поддержку в виде поручительства 272 субъектам на сумму 1315,1 млн рублей, что позволило привлечь 2452,1 млн рублей финансовых ресурсов кредитных организаций. Эффектом от поддержки стало увеличение доходной базы.
Налоговые и неналоговые доходы консолидированного бюджета увеличились с 18 млрд рублей в 2010 году до 29,0 млрд в 2015-м, рост в 1,6 раза. Кроме мероприятий по увеличению доходов в этот период мы всеми способами привлекали федеральные средства в республику, которые направлялись на строительство и развитие.
- Какие проекты были реализованы с федеральным участием?
- В 2011 - 2015 годах привлечено более 42 млрд рублей из федерального бюджета, что вкупе с возможностями республиканского бюджета позволило ввести в эксплуатацию ряд знаковых объектов для Республики Бурятия: стадион на 10 тысяч зрителей, физкультурно-спортивный комплекс, в рамках празднования 350-летия добровольного вхождения Бурятии в состав Российского государства в каждом из районов республики построены детский сад либо школа, 1-я очередь Республиканской клинической больницы им. Н.А. Семашко, Центр восточной медицины, проведена реконструкция оперного, Русского и Бурятского драматических театров и др.
Благодаря работе муниципальных образований с депутатами Народного Хурала РБ в 2011 - 2015 годах реализованы социально значимые проекты в области здравоохранения, образования, культуры и спорта. Всего в рамках развития общественной инфраструктуры было профинансировано более 2 тыс. мероприятий на сумму 2,2 млрд рублей.
- Какие проблемы возникли при выполнении программы?
- Безусловно, экономическая ситуация в стране повлияла и на наш регион. Особенно это отразилось на снижении инвестиционной активности. Отрицательные макроэкономические факторы: санкции, резкий скачок ключевой ставки и валютного курса, снижение доступа к кредитным ресурсам, неблагоприятная конъюнктура на рынке сырьевых товаров – сыграли на снижение объема инвестиций в 2014 - 2015 годах. Свою роль сыграло также введение федеральным законодательством обязательной экологической экспертизы проектной документации объектов, планируемых на Байкальской природной территории. Все это затормозило запуск новых инвестиционных проектов и отразилось на объеме вложений во всех отраслях.
Сегодня одна из основных задач, на наш взгляд, - это обеспечение рынками сбыта и заказами крупных предприятий. Работает республиканская программа импортозамещения, в рамках которой уже начали выпуск новой продукции на локомотивовагоноремонтном заводе и приборостроительном объединении.
В 2015 году установлены двухлетние «налоговые каникулы» для предпринимателей, применяющих упрощенную и патентную систему налогообложения. Для приоритетных видов деятельности снижены ставки по УСНО. Также в прошлом году Народным Хуралом одобрено предоставление земельных участков без торгов для реализации масштабных инвестиционных проектов в рамках закона Республики Бурятия «О земле». В прошлом году статус масштабных получили 5 проектов – в сфере транспортной логистики, туристического и гостиничного бизнеса, сельского хозяйства, деревообработки.
Будет сохранена и продолжена господдержка проектов в рамках уже заключенных и новых инвестиционных соглашений с инвесторами. Кроме того, мы оказываем максимальное содействие региональным предприятиям по участию их в российских программах поддержки, в том числе в программе проектного финансирования, льготных займов, субсидирования процентов по кредитам, развития инфраструктуры для инвестпроектов и т.д. Совместно с отраслевыми ведомствами идет работа по снижению административных барьеров при подключении к энергосетям, строительстве, регистрации предприятий и проведении контрольно-надзорных мероприятий.
- В прошлом году было много разговоров о перерегистрации предпринимателей в другие регионы. Что вы можете сказать об этом?
- Демография организаций - это примерно такой же процесс, как и демография населения. В лучшие годы - всплеск рождаемости и, наоборот, в кризисные - снижение. Если посмотреть пятилетнюю динамику, то коэффициент прироста организаций, рассчитанный на 1000 организаций, в 2015 году составил 39%. В 2011 году этот коэффициент равнялся всего лишь 8,1. На начало 2016 года в республике работали 20,9 тыс. предприятий и организаций, и это более чем на 2 тысячи больше, чем на начало реализации программы, т.е. на начало 2011 года. Создано 2,6 тыс. малых предприятий, а это порядка 20 тысяч новых рабочих мест.
Что касается миграции, то за последние 3 года, по данным УФНС по РБ, доля субъектов предпринимательской деятельности, переехавших в другие регионы, очень незначительна и составляет 0,3 - 0,4% от их общего числа в республике. При этом объем налоговых поступлений, который недополучил бюджет от этих субъектов, перекрывается более чем в 2 раза объемами вновь зарегистрированных юридических лиц.
- Вы говорили об успехах отрасли туризма в республике. Тем не менее скептики говорят, что «Байкальская гавань» не оправдала своих ожиданий.
- Еще раз отмечу, что для Республики Бурятия создание и развитие ОЭЗ «Байкальская гавань» - крайне важный и нужный проект. Его особенностью является то, что он реализуется в жестких экологических ограничениях. И для республики это один из возможных путей развития экономики в прибрежных к Байкалу территориях. Создание ОЭЗ позволяет решить сразу несколько задач. Во-первых, создаются условия для диверсификации экономики на побережье озера Байкал с учетом экологических ограничений и закона «Об охране озера Байкал». Во-вторых, на территории появляется развитая инженерная, транспортная, социальная и туристская инфраструктура. И, в-третьих, стимулируется инвестиционный спрос на проекты в туристической сфере.
В связи с реформированием ОЭЗ в России мы вышли с предложением в правительство РФ передать земельные участки ОЭЗ из федеральной собственности сельским поселениям, а готовую инфраструктуру - республике. Также, чтобы решить проблему оформления земель, необходимо внести изменения в Земельный кодекс. Понимание и поддержка со стороны федерального правительства у нас есть.
- Летом проект отчета был подвергнут критике, в частности по количеству корректировок программы, по снижению валового регионального продукта и инвестиций и др. Как вы можете это прокомментировать?
- Прежде чем оценивать программу, следует отметить, что сроки ее действия охватили достаточно большой период. Это и посткризисный период в 2011 году, и кризисные явления в экономике последних двух лет. За этот срок произошли значительные изменения в законодательстве, региональной политике.
В 2012 году президентом России утверждены «майские» указы, исполнение которых в основном легло на плечи субъектов. В этом же году изменены методика и показатели оценки эффективности органов власти субъектов Российской Федерации. Подведены итоги Всероссийской переписи населения 2010 года, что, в свою очередь, отразилось при расчете среднедушевых показателей. Были и изменения федеральных методик расчета статистики, которые повлияли на ту базу, которую мы брали для оценки результатов к 2015 году.
Все это объективно и своевременно отражалось в нашей программе, в том числе по показателям ВРП и инвестиций. Конечно, находились и сейчас находятся противники корректировок программы, но все изменения обсуждались вначале в рабочих группах, затем выносились на обсуждение депутатов Народного Хурала. И только потом утверждались.
- Вот закончилась программа СЭР. По каким планам мы будем жить дальше?
- В 2014 году утвержден Федеральный закон № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации». Ключевым документом долгосрочного развития субъекта является стратегия СЭР. В прошлом году была начата работа по формированию «Стратегии социально-экономического развития Республики Бурятия до 2030 года». К ее разработке привлечен широкий круг общественности, для обсуждения и предложений созданы площадки по 19 направлениям на республиканском и муниципальном уровнях. Поступившие предложения и материалы в ходе дискуссий, мнения активно вовлеченных в процесс разработки стратегии экспертов, пожелания наших муниципальных образований найдут свое отражение в проекте стратегии. И именно по тому документу, который у нас получится на выходе, мы будем жить до 2030 года.
Программа СЭР Республики Бурятия - заг
Ее разработка велась правительством РБ совместно с экспертами научных и образовательных учреждений, депутатами, органами местного самоуправления. Активное участие принимал отдел региональных экономических исследований БНЦ СО РАН и представители вузов.
Расходы бюджетной системы на социальную политику выросли в 2015 году по сравнению с 2006-м в 4,5 раза. Их доля в структуре бюджета увеличилась с 44,4% (7,72 млрд. руб.) в 2006 году до 63,9% (34,9 млрд. руб.) в 2015 году.
Образование
Достигнута 100%-ная доступность дошкольного образования для детей от 3 лет. За 5 лет построено 25 детских садов, осуществлены капитальный ремонт и реконструкция более 100 зданий, создано более 19 тыс. мест в садах.