Почему так часто аварии происходят в одних и тех же местах? Если дорога извилистая, с крутыми подъемами – тогда более или менее ясны причины аварий, а если нет, что можно подумать? Если на ровном участке вдруг глохнет мотор и барахлит радио, если на пятачке возле дороги не хочется останавливаться и в голове только одно необъяснимое желание поскорей убраться прочь?
Ряд ученых утверждает, что наибольшее количество автокатастроф происходит в так называемых геопатогенных зонах. Именно здесь человек чувствует недомогание, а приборы дают сбой. Утверждение это подкреплено большим объемом статистических данных. Более того, в Австрии, Германии и ряде других стран уже появился дорожный знак: «Внимание! Геопатогенная зона!». А в Америке в последние десятилетия в строительстве дорог помимо геологов, геофизиков и экологов участвуют медики и даже экстрасенсы.
Но существует и еще одна версия появления на дорогах «черных» мест. Согласно ей, места эти являются скоплением сил зла. Некой темной психической областью, где дьявольские наваждения с легкостью овладевают людьми и приводят к трагедиям на дорогах. Таких опасных трасс в республике немало.
«Черный эшелон» на южной трассе
Обычно водители, когда видят его вдоль дороги, резко тормозят и в испуге протирают глаза. И мираж исчезает. Об этом таинственном явлении нам не раз рассказывали водители, которым доводилось ездить по южной трассе Бурятии в направлении Улан-Удэ - Гусиноозерск и далее – на Кяхту и Закаменск.
Да и вы наверняка по этому участку ездили. Сложно сказать, что в историях местных жителей правда, а что ложь, переплетенная какими-то мистическими видениями. Однако легенда существует, и, думаем, есть смысл рассказать о ней.
Сказывают, что обычно на закате дня, когда уходящие лучи солнца лишь слегка освещают трассу, перед глазами перепуганных водителей возникает странное видение. Вдоль дороги бредет колонна уставших и еле передвигающих ноги людей, одетых в лохмотья. А вокруг с десяток вооруженных людей, таких же уставших и бредущих вместе с колонной в никуда.
Обычно при виде этой картины водители резко тормозят и в испуге протирают глаза. Мираж исчезает. Можно было, конечно, списать все на дорожную усталость. Мало ли что может привидеться измотанному длинной дорогой шоферу? Но возникает вопрос: почему разные люди и в разное время наблюдают одно и то же? И так продолжается уже несколько лет.
Некоторые водители даже рассказывают о деталях увиденной картины. Военные, мол, держат в руках винтовки с пристегнутыми штыками. А лохмотья бредущих под конвоем людей напоминают одеяния священников – православных и буддийских. Впрочем, особо цвета одежд разглядеть не удается. Колонна идет в полумраке, и потому все человеческие силуэты обычно кажутся темными. Поэтому-то видение на трассе и получило название «черный эшелон».
Загадка миража не разгадана. Приходится полагаться лишь на историю, рассказанную одним из водителей, который не только видел «эшелон», но и пытался докопаться до сути таинственного явления. И вот что выяснилось.
Последнее весьма правдоподобно, так как колонна, пройдя Улан-Удэ и Гусиноозерск, ни до Кяхты, ни до Закаменска не добралась. Нет исторических свидетельств о том, что в эти населенные пункты прибывали большие группы арестованных священников. Возможно, «эшелон» был просто расстрелян где-то в степи. Странно, но вместе с заключенными, говорят, исчез и конвой. Что случилось с военнослужащими, одной истории известно…
С тех трагических пор и появилось на автодороге загадочное явление – «черный эшелон», бредущий вдаль. Так сказать, призраки из прошлого. И еще одно примечание к этой мистической истории, о котором часто вспоминают: священники, понявшие, что их ведут на казнь, прокляли дорогу. Хотя такие действия, конечно, несвойственны для священнослужителей, но некое подтверждение существующему проклятию имеется. Эта южная трасса считается одной из самых аварийных в Бурятии. Именно на ней очень часто случаются ДТП и погибают люди. А это уже факт достоверный.
Военная дорога смерти
На границе Бурятии и Иркутской области находится хребет Хамар-Дабан, через который к городу Байкальску ведет тропа. У местных жителей о ней сложилась дурная слава – они называют ее «тропой смерти» или «тропой Чингисхана».
В период гражданской войны, в начале января 1920 года, по ней отступали остатки разбитого корпуса генерала Владимира Каппеля. Большое количество солдат нашло здесь свою смерть от обморожения и голода. Тела умерших никто не захоронил. Туристы, посещающие эти места, часто замечают возле палаток странные тени. Многие говорят, что это призраки погибших в этих местах солдат корпуса Каппеля. Иногда люди находят поблизости от тропы оружие и воинские ордена. Но тех, кто решился забрать их с собой, начинают преследовать различные несчастья.
Между Хоринском и Кижингой
Это было в конце 90-х годов. Мы возвращались ночью из Хоринска в Кижингу кратчайшим путем. Кто ездил, тот знает, что дорога частично идет через лес. Муж устал и попросил меня сесть за руль. Я согласилась, тем более что ночью на этой дороге почти не было машин. Да их тогда вообще было не так много, как сейчас. Муж задремал на соседнем сиденье, временами просыпаясь от толчков на ухабах. Эта дорога и сейчас не отличается гладкостью. Вдруг я увидела, как муж широко открытыми глазами смотрит вдаль. Я невольно перевела его взгляд, и нас охватил немой ужас.
Вдоль дороги шла… смерть, такая, какой ее рисуют. Фигура в длинном плаще с капюшоном, надвинутым на лицо. На плече коса. От страха я надавила на газ, и мы буквально пролетели мимо этой фигуры, медленно бредущей вдоль дороги.
Ни оглядываться, ни даже смотреть в зеркало заднего вида не хватило смелости. Успокоились только тогда, когда выехали на открытую степную равнину. Долго гадали, что это было. Привидение? Разве могло померещиться нам обоим? Или это был деревенский шутник, который возвращался с сенокоса? До сих пор не знаем, что и подумать.
Между Романовкой и Багдарином
Студеной зимой 1993 года мы ехали в Багдарин. Было так холодно, что все вокруг казалось застывше-мертвым, даже воздух. Заиндевевшие деревья мерцали, в свете фар блестели, переливаясь, мелкие снежинки. Ночная зимняя сказка, да и только, если бы не жуткий мороз за окном. Тем уютнее казалось нам в теплой машине. Мы весело болтали о пустяках, пока не увидели впереди идущую женщину в серебряном плаще. Именно в плаще, он был легкий даже на вид и переливался серебром. Почему-то сразу мы все поняли, что это не живой человек. Призрак, привидение, дух. Неважно. Потому что было глубоко за полночь, на сотню километров впереди и сзади нет сел, машин тоже. Мы резко замолчали и, когда проехали это место, начали судорожно вспоминать и читать все известные молитвы.