Так, за период 2005-2012 годов из бюджета г. Улан-Удэ на развитие города затрачено 5,0 млрд руб., в том числе произведены капитальные расходы в области транспортной инфраструктуры, поддержки общественного транспорта – 2,5 млрд руб., расходы в сфере коммунального хозяйства, энергетики, жилищного строительства – 1,1 млрд руб., расходы в сфере образования – 401 млн руб., расходы в сфере здравоохранения – 932 млн руб.
В условиях ограниченности собственных средств такие капиталовложения негативно сказались на муниципальном долге города. За этот период объем долга вырос на 1,4 млрд руб. – с 815 млн руб. до 2,2 млрд руб. При этом, невозможно переоценить значимость реализованных проектов. Полностью за счет городского бюджета построены и введены в эксплуатацию такие объекты, как путепровод в 20 «а» кв. (Богатырский мост), теплотрассы п. Мясокомбинат и п. Мелькомбинат, пристрой к БМСП и поликлиники № 3 и др.
Значительную долю в структуре долга занимают кредиты, привлеченные на расчеты с ОАО «Бурятэнерго» и на строительство транспортной развязки ул. Куйбышева - Балтахинова – 1,5 млрд руб. или более 60% от общего объема муниципального долга г. Улан-Удэ. Привлечение кредитов на расчеты с энергетиками осуществлялось в соответствии с решениями Правительства РБ в целях решения проблемы неплатежей населения. При этом, стоит напомнить, что у Администрации города задолженности перед ОАО «Бурятэнерго» не имелось. Что касается транспортной развязки ул. Куйбышева - Балтахинова – строительство объекта должно было финансироваться за счет субсидии, однако, по решению Правительства РБ, в конце 2010 г. городу был выделен бюджетный кредит в сумме 547,5 млн руб., что повлекло резкое увеличение муниципального долга. На сегодня городом погашено 220 млн руб. основного долга по кредиту.
Объем долговых обязательств города на конец текущего года составит 2,7 млрд руб. или почти 90% от собственных доходов бюджета. Оставаясь в параметрах, установленных Бюджетным Кодексом РФ (предельный объем долга не должен превышать размера собственных доходов) объем муниципального долга является критическим.
Именно вследствие высокой долговой нагрузки городского бюджета, Администрация города обращается в Правительство Республики Бурятия с предложениями по оказанию финансовой помощи городскому бюджету.
Доходы бюджета Республики Бурятия за 2015 год составили 46,2 млрд руб., в том числе собственные доходы – 22,2 млрд руб. При этом, из общего объема налогов и сборов, собранных с территории города Улан-Удэ в 2015 году в республиканский бюджет перечислено 19,5 млрд руб. Таким образом, собственные доходы бюджета Республики Бурятия на 88% сформированы за счет поступлений с территории Улан-Удэ. Город – это основной донор республиканского бюджета.
Что касается финансирования половины расходов городского бюджета за счет бюджета республики. Посчитаем. В 2015 году из бюджета республики городу выделены межбюджетные трансферты в сумме 3,4 млрд руб. При этом, большая часть этой суммы – 2,1 млрд руб., это субвенции на исполнение полномочий республики и федерации. Полагаем, в Минфине Республики Бурятия согласятся, что субвенции, по своей сути, финансовой помощью не являются.
Без учета субвенций в 2015 году городу выделена сумма 1,3 млрд руб. в виде субсидий. Налоговых доходов поступило 2,6 млрд руб. Таким образом, сумма собственных доходов и полученных субсидий – 3,9 млрд руб., получаем соотношение «доходы, остающиеся в распоряжении городского бюджета – общий объем собираемых в бюджет республики доходов» как 3,9 к 19,5. То есть в бюджете города остается только пятая часть от собираемых на территории города налогов.
Об изменениях в межбюджетных отношениях. При передаче расходных обязательств по отрасли «здравоохранение» на уровень субъекта федерации, были перераспределены и доходные источники – налог на доходы физических лиц. В 2012 г. норматив отчислений в бюджет республики увеличился на 10%, выпадающие доходы городского бюджета составили 584 млн руб., в 2013 г. – 674 млн руб. В 2014 г. республика «забрала» еще 5% от НДФЛ, потери бюджета города составили 341 млн руб. Таким образом, перешли на уровень республики как расходные обязательства, так и доходные источники.
Город Улан-Удэ является столицей Республики Бурятия и тот факт, что учреждения республиканского масштаба располагаются на территории столицы, носит объективный характер. Никаких привилегий или преференций по сравнению с жителями районов жители города не имеют. Как раз по причине того, что в силу ряда социально-экономических факторов город Улан-Удэ является лидером среди муниципалитетов республики, бюджет города не получает дотацию на выравнивание бюджетной обеспеченности (сумма дотации, которая распределяется среди районов республики в 2016 году составляет 2,8 млрд руб.).
Вопрос финансового обеспечения муниципалитетов республики назрел давно. Предложения Администрации города были направлены в Правительство Республики Бурятия, Народный Хурал Республики Бурятия. Считаем, что для решения этого вопроса необходим конструктивный диалог.