Досуг
3724

Выставку художницы из Бурятии с восторгом встретили в Болгарии

Наталью Ч-З (Чичкину-Зайцеву) называют новым именем в искусстве на международной арене [интервью]

Фото: личный архив Н.Чичкиной-Зайцевой

Наталья Ч-З - обладатель золотой медали и лауреат международных выставок и конкурсов, автор различных докладов, преподаватель рисования в Улан-Удэ и учредитель нескольких организаций в республике Алтай.

Летом она триумфально провела две персональные выставки в Болгарии. А 21 октября она открывает свою выставку в Улан-Удэ и подарит нам философское осмысление ее необычных  и загадочных картин.

Художник из Улан-Удэ дала интервью болгарской прессе, которое покорило своей глубиной местных художественных критиков и зрителей.

- Когда вы решили стать художником?

- Когда я поняла, что мною движет, когда поняла и то, что не желаю просто срисовывать мир ради красоты и ублажения взора зрителя. Я решила стать художником, когда  мне стало понятно, почему всегда было так скучно заканчивать любые учебные постановки.

- И почему же?

- Потому  что не видела никогда смысла пытаться повторять природу. Тем более  через свою индивидуальную призму. Не лучше ли просто быть этой природой и подчеркивать структуру бытия, чистый цвет, мысль? Я решила стать художником тогда, когда осознала, что во мне нет задачи понравиться, ни душам, ни телам, а есть задача будить  нечто глубоко сидящее в человеке и обращать его внимание и взор хотя бы иногда на то, что скрыто от физических глаз. Вот тогда я и решила творить.

- Что для вас является источником вдохновения?

- Вдохновение – это разовый бонус, дается только для того, чтобы художник закрепил опыт получения в памяти. И чтоб в дальнейшем выработал сознательное включение к высшему Вдохновению. Чтоб сам стал Вдохновением. Часто художники оправдывают свою лень  отсутствием этого пресловутого вдохновения. Знаете, меня всегда поражало то, что все-все-все – фрагменты. Картины всех времен  - фрагменты, жизни все во все времена – фрагменты. Все калейдоскоп, все прекрасно этой различностью, быстротечностью и  яркостью. Одним словом, вдохновение везде, было бы желание к нему прикоснуться.

- Откуда вы берете идеи и образы для своих картин?

- Сами приходят (улыбается). Иногда настолько точно, что мне приходится только выбирать, что достойно и необходимо для реализации в этом мире людей, а что нет.  

«Люди стали походить на роботов»

- К какому жанру, направлению или течению вы себя относите? Как называется ваше искусство?

- Это частый и трудный вопрос. Художники относят мое творчество к сюрреализму. Но я не согласна с этим в корне, потому что в моем творчестве нет ничего из сновидений. Я рисую то, что вижу наяву. Считаю себя закоренелым реалистом, просто реальности бывают разные….(смеется). Понимаете, предназначение и задачи живописи всегда менялись в зависимости от потребностей времени.  Это можно проследить по истории. Например, когда появился фотоаппарат, естественно, искусство сказало: «А мне что делать?». Появился импрессионизм, кубизм и т.д. Течения, которые выражают чувства и мысли через новый метод. Потом появился компьютер -  новый естественный стимулятор трансформации искусства. Есть различные компьютерные программы, через которые можно сделать любой набор живописных  мазков и без затрат большого количества времени создать любую реальность. Искусство в очередной раз сказало: «А мне что делать?».

- И какова сегодняшняя задача искусства?

- Думаю, сейчас задача живописи и всего мирового искусства  в том, чтобы выдавать высокие и качественные энергии, вибрации, посылы. Конечно, эти энергии всегда, во все времена выдавались  художниками. Но сегодня требуется еще  более плотный контроль автора над самим собой.  Сегодня особо остро  требуется  качественное и быстрое развитие личности, человека, самого художника, хоть это и звучит довольно глупо, т.к. опять же, во все времена шло и было это развитие.  Но время в наш информационный век ускорилось,  количество развлекательных  визуализированных предложений резко увеличилось,  настала эпоха потребления, и как результат, многие люди стали походить на роботов: «работа-сон-работа-сон». А в противовес развлечению и деградации чувственности жизненно необходима альтернатива в виде развития и чувства ответственности служителя искусства: «Что он несет своим искусством в мир? Что художник предлагает и дает миру?» Неужели снова компьютерных монстров? Для чего? В этом мире и так слишком много страха… Я считаю, что именно глубокое чувство ответственности отличает художника от любителя, занимающегося самовыражением. Выразить можно и гнев, и ненависть, но сделал бы это художник? А если сделал бы, то как? Подчеркивая эту ненависть и гнев, или используя эти образы для подчеркивания более высококачественного чувства или мысли? В общем, невозможно развиваться человеку в искусстве и культуре, не развиваясь личностно. Иначе можно наблюдать на холсте абсолютно и печально пустой набор технических маневров, не более.

- Важен ли в этом случае выбор жанра, техника?

- Если честно, для меня жанр не так уж и важен, т.к. он является инструментом для передачи и реализации мысли, идеи или чувства. Можно в одной картине использовать и пейзаж, и анимализм, и портрет. То же самое и с направлениями искусства: можно в той же одной картине использовать и жесткий классический реализм, и чувственный импрессионизм, и пуантилизм, и примитивизм, и символизм, да хоть что!  Люблю бескостных и гибких «мультяшек» использовать, что является предметом непонимания и неприятия у некоторых ярых профессиональных художников (смеется)… Я уже молчу про техники. Для современного мира давно стало нормой смешанная техника. Одним словом, я продукт времени, который сложно отнести к какому-либо жанру. Ведь абсолют не поместить никуда (смеется).  Можно на ваш вопрос  отвечу так: я вне жанра и направления искусства?

«Нам мешает шум в голове»

- Как вы думаете, если продолжить мысль о человечестве во времени, может ли таким образом постепенно культура и искусство стать неактуальными для людей и замениться чем-то механизированным?

- Для людей нет, а для биологических роботов они уже неактуальны. Для развивающихся людей культура – это всегда культ духа над телом, ну а если человечество вновь пойдет по наиболее простому пути механизации и духовной лени, что ж, тогда в очередной раз падет одна цивилизация, и придет другая. Здесь нет ничего нового.

- А что мешает развитию личности, о котором вы говорите, если эта личность хочет развиваться, но словно топчется на месте, как вы думаете?

- Шум в голове от воздействия внешнего мира и бытовые заботы. В нас слишком много беспокойства: за детей, за родителей, за завтрашний день, за что угодно, но беспокойство за свою душу и сознание у многих стоит где-то в конце очереди их внимания …

- «Быть всегда сконцентрированным и ответственным перед зрителем» – это наверное, сложно?

- Излучать легко, трудно стать солнцем… Если быть направленным на созидание и быть открытым не просто людям (многие люди злые), но больше быть открытым именно внутреннему миру людей, то все намного упрощается в творчестве. Художник, который любит души людей, доводит до автоматизма и то, с каким настроением он подходит и прикасается к холсту, и то, что он трудолюбиво пропускает через свой внутренний духовный фильтр сюжеты для воплощения, а не штампует все подряд, что придет ему в голову. Вот о какой ответственности и роли личности в искусстве я говорю. Уж слишком много сейчас просто технического исполнения. В принципе, можно даже мои слова воспринять как призыв художникам (смеется), ведь читаемо абсолютно все, и гиперчувствительный зритель без труда распознает намерения автора.

- Вы считаете, что ваши картины созданы вами для гиперчувствительного зрителя?

- Да.

- А что может помочь понять ваши картины тому, кто еще не гиперчувствительный?

- Способность мыслить образно, а не последовательно.

«Самая большая глупость – делать вид, что смерти нет»

- Можете произвольно ответить на обширный вопрос «что вам не нравится»?

- Могу. Да много чего… (улыбается). Например, всегда коробит возрастное эго. Становится неуютно и стыдно за время. Но ведь у каждого человека свой путь. Или, например, известно, что каждый рано или поздно должен пройти через свой ад. И возможно, не один раз. И в очередной раз человек должен решить: оставаться ему в этом аду или выйти из него? Ну, знаете, бывают эдакие любители пострадать и поныть, мне это не нравится. Все знают, что не было и нет человека, который бы не знал, что такое печаль, грусть, горе и тоска. Но почему тогда все на определенном этапе своей жизни-крупицы уверенно и с завидной постоянностью считают, что их печаль-грусть-тоска так индивидуальна и единственна в своем роде? Мне это не нравится. Или когда все кругом хотят доказать, что они красивы, я начинаю видеть уродство. Мне не нравится видеть это уродство. В таких случаях произвольно вырывается: «Так красиво, аж противно…» (смеется). Или вот, например, с детства меня поражает стремление многих людей делать вид: делать вид радости, делать вид печали, делать вид близости.  Но самая большая глупость и парадокс  человека, на мой взгляд– это делать вид, что физической смерти нет. И мне это не нравится, потому что самый великий и интересный фокус – это жизнь, которая оборачивается в смерть, и наоборот, когда смерть, ничто, становится жизнью. Или когда уважаемые духовные люди недооценивают материальное и часто повторяют: «Это всего лишь тело, всего лишь прах...  Но без материи не было бы красоты, без материи не было бы даже любви. Что было бы духовностью без материи? Мне не нравится фанатизм. Мне абсолютно не нравится жирная еда и водка. Да много, что мне не нравится…(смеется). Вот видите, зря спросили….

- А что вам нравится?

- Люблю дышать. Даже если и перестану дышать, продолжу любить. Нравится любить. Нравится осознанно жить, да!  Я не зря живу. Не зря ем хлеб. Коплю радужный свет, чтоб окутать им мир, словно пледом. Мне нравится проявление самопожертвования в человеке, мне нравится наблюдать, когда человек  вырабатывает энергию любви в особо сложных, почти невозможных случаях, потому что это значит вырабатывать концентрированную силу мироустройства. Мне нравятся различные вкусы сладкого и родниковая вода. Нравится познавать новое. Очень нравится доброта. Мне нравится быть полезной в педагогической деятельности, видеть результаты вложенного труда в своих учеников. Да много что нравится.

- Создается ощущение, что вы всегда уверенны и ни в чем не сомневаетесь…

- Как же не сомневаюсь? Сомневаюсь.  Принадлежит ли мне жизнь? Поэтому и радуюсь ей, пока не отняли, пока не сломалась, пока можно на нее поглядеть, изучить и поиграть ею (улыбается).

Беседовала зам.директора Художественной галереи города Балчик Николина Иванова.

(С полным интервью можно будет ознакомиться на персональной выставке с 21 октября в Музее истории города)

Автор: Редакция INFPOL.RU

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях