бюджет
1962

Отчет о социально-экономическом развитии Бурятии вызвал вопросы у депутатов Народного Хурала

Депутаты Народного Хурала представили рекомендации к работе правительства, заслушав отчет о программе социально- экономического развития Бурятии на 2011-2015 годы.

Парламентские слушания прошли сегодня, 18 октября. С основным докладом выступил заместитель председателя правительства республики по экономическому развитию Александр Чепик. Несмотря на то он  отметил отрасли и показатели, по которым есть недоработки, в целом доклады свидетельствовал о том, что в указанном периоде благосостояние жителей региона улучшалось, а экономика росла.

Однако, представители профильных комитетов:  экономического и бюджетного отметили недочеты в проделанной работе, подкрепив свои заявления фактами и цифрами.

В комитете по экономической политике провели ряд заседаний экспертного совета, на котором ведущие ученые- экономисты, обсудив отчет, предложили свои рекомендации, которые комитет направил правительству и Народному Хуралу.

«Вроде бы исполнение» программы

В отчетном периоде в программу неоднократно вносились изменения, при этом, корректировки, предложенные правительством республики, предполагали снижение программных значений некоторых индикаторов в ходе исполнения программы либо их исключение.  Это отметила заместитель председателя комитета по экономической  политике, использованию природных ресурсов и охране окружающей среды Екатерина Цыренова. Это, по ее словам, привело к ситуации, когда отдельные индикаторы оказались исполненными по скорректированным программным значениям. «Так, согласно отчету, объем ВРП в 2015 году по оценке составил 199,4 млрд рублей, что означает вроде бы исполнение программы в 193, 3 млрд рублей . Но вместе с тем первоначально утвержденное значение составляло 227, 7 млрд рублей значительно недостигнуто.  Аналогично – индикатор объема инвестиций в основной капитал исполнен по сниженному программному значению -32,5 млрд, однако существенно не достигнут по изначальному – 47 млрд рублей и такие же значения в 2015 году характеризуют индикаторы индекса потребительских цен , уровня общей безработицы и т.д», - подчеркнула депутат.

Кроме того она добавила, что многие программные индикаторы выражены в стоимостном выражении, то их исполнение во многом было обусловлено ростом уровня инфляции в отчетном периоде.

«В связи с изложенным оценка исполнения программы на основе количественных данных отчета носит скорее всего условный характер», – отметила она.

Екатерина Цыренова усомнилась в оценке эффективности исполнения  со стороны правительства, потому что индикаторы в случае  их невыполнения оперативно корректировались. И на это всегда находились разные основания. Так, по словам Цыреновой в 2014 году специально был занижен индикатор по ВРП, а в отчете, представленном в 2015 было написано, что индикатор перевыполнен на 6 млрд рудлей.

Уменьшая плановое значение индикаторов под предлогом ухудшения экономической ситуации, мы теряем возможность объективной оценки эффективной работы органов власти. Куда продуктивнее было бы отчитываться по изначально утвержденным значениям, аргументируя, почему так произошло. Тогда бы мы знали реальные проблему, которые существуют в республике», - заключила зампред комитета.

Екатерина Цыренова предложила оценивать не цифры, а качественные параметрах, то есть объективно оценивать, как республика продвигалась за прошедшие пять лет, достигнуты ли цели, поставленные в начале программы, правильно ли были расставлены приоритеты среднесрочного развития и так далее.

Уход бизнеса и банкротство предприятий

После Екатерины Цыреновой слово взял председатель комитета по бюджету  Зоригто Цыбикмитов, он дал комментарий по формированию налоговых и неналоговых поступлений в бюджет. И пояснил, почему эти индикаторы приходится корректировать в сторону уменьшения. В своем выступлении он сделал акцент на снижение объемов производства и  росте убыточных организаций и, как следствие, увеличением числа безработных.

Действительно, за последние пять лет в республике закрылось немало крупных предприятий. Как отметил председатель бюджетного комитета, только после закрытия единственного в регионе производителя алкогольной продукции «Байкакалфарма» в 2013 году доходы бюджета Бурятии по акцизам на алкогольную продукцию сократились к настоящему моменту почти на миллиард рублей.

Обанкротилась  макаронная фабрика «Макбур», кондитерская фабрика «Амта» продана в другой региона, крупнейшее перспективное предприятии «Стальмост» переживает кризис, отозвали лицензию у единственного национального банка республики «БайкалБанка», - перечислил депутат и добавил, что в 2015 году малый и средний бизнес стал менять прописку на регионы с более благоприятным инвестиционным климатом.

«Считаю, что потенциальные инвесторы, видя уход малого бизнеса, не будут гореть желание прийти в Бурятию», - отметил он.

Кроме прочего Зоригто Цыбикмитов указал на недоступность кредитов для бизнеса и высокую проверочную нагрузку. Все это, по его словам, негативно сказывается на формировании доходной базы бюджета, которую постоянно приходится корректировать в сторону уменьшения.

В 2015 году поступило 7, 4 млрд рублей налогов на прибыль. Рост, по словам председателя комитета, произошел не из-за финансового оздоровления убыточных предприятий  и открытия новых форм бизнеса, а из-за роста курса доллара, что помогло увеличить прибыль крупнейшему промышленному предприятий региона - Улан-Удэнскому авиазаводу.

«В 2016 году такого уже не будет. Также торговым предприятиям помогла отмена визового режима с Монголией, но это не является заслугой правительства», - подчеркнул он.

В отчете исполнения СЭР правительство отмечает  положительную динамику  основных макроэкономических показателей в сравнении с СФО, рапортует об устойчивой динамике роста промышленности. Однако, по объему отгрузки промышленности на душу населения Бурятии  по итогам 2015 года  республика занимает 8-е место в округе, а в 2010 году занимала 9-е место. По сводному индексу промышленного производства превышает среднероссийский на 7%, окружной – на 22% занимает 1 место среди субъектов СФО.

«Тогда возникает вопрос, почему сокращаются собственные доходы бюджета, почему малый бизнес уходит в другие регионы? Считаю это прямой недоработкой правительства РБ в лице Минпрома», - констатировал председатель комитета по бюджету.

Затронули тему и управления правительством собственного имущества, соглашений с крупными производственными добывающими компаниями, которые получают налоговые преференции.

Мы должны четко оценить эффективность таких налоговых льгот и определить необходимость их дальнейшего применения. Впереди рассмотрение бюджета на 2017 год. По предварительным прогнозам, в текущем году собственные налоговые и неналоговые доходы по сравнению с плановым показателем сократится на 1,7 миллиардов рублей. Нам предстоит тяжелая работа в 17 году», - подытожил  Зоригто Цыбикмитов .

Отвечая на выступления, зампред правительства Бурятии по экономическому развитию Александр Чепик отметил, что многие вопросы были заданы справедливо и согласился, что первоначальные показатели были не выполнены. 

«Но каждый год мы отчитывались, и вы нас принимали. Обсуждая динамику, которая есть, мы либо должны вернуться в те годы и провести детальный анализ, и только после этого оценивать 2015 год, но можно остановиться на том, что ранее вы со всем этим  согласились», - резюмировал он.

Автор: Сергей Александров

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях