Кшиштоф Занусси - режиссер с мировым именем. Физик и философ по образованию. Говорит на восьми языках. Человек европейского влияния и мышления с дивным упорством приезжает в Россию вопреки санкциям, отмене перекрестного культурного года Польшей. «Российская газета» публикует интервью с режиссером.
Новый фильм с тремя героями
- Вы сейчас заняты идеей нового фильма. Один из нас как раз был вместе с вами в китайском Харбине, с которого все началось...
- Это было кладбище эмигрантов, не только русских. Такое место, где остро чувствуется поход времени. Поляки в огромном числе строили железную дорогу российской империи, которую потом назвали Китайско-Восточной. От памяти тысяч людей не осталось ничего. Несколько надгробий. На кладбище перенесли только камни, а прах остался в другом месте, в парке...
Для меня это память о серьезном переломном моменте. Когда уже начал формироваться новый мир, который оказался для нас не во всем счастливым. Эти камни без могил - последние свидетели времени, когда в тех краях присутствовала Европа. А сегодня там осталась только Азия. Мы должны оправдать нашу европейскую культуру и сохранить нашу цивилизацию, к которой Россия принадлежит полностью.
А кто герой по национальности?
- Там три героя. Русский, китаец и поляк. Тогда люди часто уходили из тех краев по фальшивым документам. Мне в моем банке рассказали, что в Швейцарии есть огромный депозит с Маньчжурских времен. Наследникам очень трудно доказать свою причастность к тем деньгам: надо приезжать в Китай и добиваться почти невозможного - эксгумации, чтобы сделать анализ ДНК. И только тогда в суде можно доказать, что ты родственник и наследник оставшегося состояния.
“Актеры из Улан-Удэ великолепны”
- Не всякий российский режиссер так объездил страну, как вы.
- Я на все приглашения из Сибири реагирую, потому что здесь свежее мышление. Мои буряты, когда готовили спектакль, жили в моем доме под Варшавой.
- Вы сказали: "мои буряты".
- Они великолепны. Актеры из Улан-Удэ, где я ставил пьесу.
- Россия восточно-сибирская отличается от московской и питерской?
- В Сибири люди с гораздо более самостоятельным мышлением. Как и в Новой Зеландии. Туда уже никакая ссылка для англичанина не страшна. Есть такие места в конце мира.
Семейная история
- После вашего последнего фильма "Инородное тело" хочется спорить: почему некоторые считают, что уйти в монастырь - это высший духовный подвиг. Оставить земные проблемы, близких - это как сдаться, самое легкое, что может человек... Любовь к богу выше любви к ближнему?
- Есть люди, которые умеют любить жену и мужа и быть глубоко верующими, есть святые, которые были замужем.
- Многие поступают ошибочно в монастырь. Просто от страха уходят, от реальной жизни.
- Да, но это надо проверить. В основе картины история, которая произошла в нашей семье. И наша монашка уже больше десяти лет там живет. Красивая, образованная, успешная. И мужчины ее обожали. Я редко могу к ней обращаться, могу послать письмо в монастырь. Это один из самых суровых монастырей. Чтобы посмотреть мой фильм, она обратилась в Рим. И получила разрешение. Я к ней приехал, и все остальные монашки решили уже сами, что будут фильм смотреть, но только через решетку.
Программа «Чемодан»
- Надолго ли противостояние России и Европы?
- Мне кажется, что это не может быть долго. Потому что мы все в одной лодке. Вся наша цивилизация держится на одних и тех же христианских основах. Мне конфликт России с Западом кажется исторической ошибкой. Мы вместе должны защищаться от агрессивной части исламистов прежде всего.
Расскажите про свой дом под Варшавой. Это правда, что вы можете принять до ста человек?
- Нет. До 30 могу выдержать. Я читаю лекции в разных университетах, на разных факультетах. И это моя огромная радость, что могу себе позволить принимать людей из разных стран.
- И что, к вам, как в монастырь, может постучаться каждый?
- Нет, надо раньше предупредить, я скажу, когда есть свободное место, когда я буду. Для всех приезжающих - бесплатная кровать и завтрак.
Для совсем молодых людей я предлагаю программу, которую назвал "Чемодан". Представьте себе, вы - мой чемодан, вы везде ходите со мной: к зубному врачу, в банк, не стесняйтесь, я не буду говорить о деньгах в вашем присутствии... Смотрите, впитывайте, наблюдайте. Для молодых все является открытием. Их все учит, им все на пользу.
Неужели вы не утомляетесь от такого количества людей?
- Нет, у меня большой участок и мои любимые собаки, которые решают много проблем. Их у меня десять. Одна из них снимается в каком-то сериале и зарабатывает этим пищу для остальных.