Наверное, только ленивый не ругал местные дороги. Собираясь в любую более-менее дальнюю поездку по республике, сразу вспоминаешь все кочки, коварные ямы и прочие неожиданности в пути. Иногда дорожного покрытия вообще нет. А к проколам колеса на дорогах многие относятся вполне философски и готовы к подобным неприятностям заранее.
Сколько на самом деле стоят хорошие дороги? И почему республиканские и сельские пути нас порою не устраивают?
Меньше нормы
Для начала необходимо понимать, что федеральные дороги финансируются из федерального бюджета. Соответственно, республиканские за счет бюджета Бурятии, а местные содержат районы и села. Разницу такого финансирования мы все ощущаем в прямом смысле пятой точкой.
Так, в этом году из федерального бюджета на автодороги республики направили 4,8 млрд рублей, в том числе на автодороги федерального значения - 3,6 млрд рублей, на капитальный ремонт и ремонт дорог и искусственных сооружений - 2 280 млн рублей. Разработка проектной документации составила 80 млн рублей, сообщили нам в ГКУ «Управление региональных автомобильных дорог РБ».
- На содержание автодорог ориентировочно уходит 100 тыс. рублей в год на 1 км дороги. По нормативу должно уходить порядка 600 - 700 тыс. рублей. Если федералы приблизились к этой сумме, то мы пока не можем себе этого позволить, - раскрыл неутешительные цифры руководитель управления Виктор Замкин.
А теперь прикинем: только на единоразовую работу грейдера необходимо порядка 23 тыс. рублей. После прохода грейдера эффект «гребенки» может возникнуть уже через 2 часа. Вот вам и весь бюджет.
Устрани или уйди
За такие мизерные деньги подрядные организации должны умудриться качественно отремонтировать или построить новые автодороги, обустроить транспортную инфраструктуру и многое другое. Бывает, подрядчик не справляется.
- В основном подрядчиками нарушаются сроки производства работ (промежуточные и окончательные). Также имеются нарушения по качеству материалов и работ, которые выявляются в ходе лабораторных испытаний, проводимых заказчиком либо специализированной организацией, в связи с чем выдается предписание об устранении, - пояснили нам в пресс-службе Минтранспорта Бурятии.
Например, по дорогам регионального значения в 2015 году взыскали 1079,5 тыс. рублей штрафных санкций с подрядных организаций. Расторгнуто четыре контракта и включены в реестр недобросовестных поставщиков две подрядные организации - ООО «Грация» и ООО «Байкалгрант». За 9 месяцев этого года взыскано 135,9 тыс. рублей, расторгнуто два контракта, обе организации - ООО «Главная дорога» и ООО «Магнат» - включены в реестр недобросовестных поставщиков.
- Квалификация подрядчиков, которые вышли к нам на ремонт, сильно упала. Не хватает квалифицированных кадров. Это мощно чувствуется. В прошлом году по Баргузину не принимали участок компании «Икат Плюс». Как знаем, они пошли на банкротство. В итоге они не только у нас недоделали работу, но и в Читинской области, - подтверждает негативную тенденцию Виктор Замкин.
В этом году на Баргузин вышла СК «Лидер». У нее, по словам контролирующих органов, с выполнением плана «тоже не очень хорошо».
- Если сумма затрат расходится с проектно-сметной документацией на 10% от суммы госконтракта, подразумевается его расторжение. Если ошибку совершили проектировщики, им начисляются штрафные санкции, - отмечает Замкин.
Выживаем как можем
По автодорогам местного значения заказчик - администрация района, которая контролирует ход производства работ, приемку выполненных работ и оплату. То есть вопрос строительства (сроки, качество) в полной мере зависит от главы района. Кроме того, при реализации дорожных объектов часто возникают вопросы земельного характера и согласования карьеров, которые решаются главой района.
- Постоянно обращаемся к главам. Сотрудничество с ними отработано. Если есть какие-то вопросы с землей, главы всегда помогают на любой стадии строительства. Соответственно, мы им тоже оказываем поддержку, - заметил главный дорожник по региональным дорогам Бурятии Замкин.
На содержание в год районам выделяют порядка 10 млн рублей. На эти деньги главы должны в полном объеме содержать автодороги.
- В этом году на 454 км дорог нам выделили 11 млн 597 тыс. рублей. На содержание дорог внутри сел – порядка 5 млн рублей, на содержание муниципальных дорог - около 6 млн рублей, - перечисляет глава Мухоршибирского района Владимир Молчанов.
Этих средств недостаточно, чтобы содержать автодороги в хорошем состоянии.
- В основном работа идет по дорожным знакам, качеству дорожного полотна, разметке пешеходных переходов. Муниципальные дороги у нас в нормальном состоянии. Инспекция ГИБДД по РБ серьезных замечаний не делает, - поясняет Молчанов.
А вот в Закаменском районе капитальный ремонт автодорог проходил, трудно поверить, только в 1970-х годах. И только в последние несколько лет ситуация стала меняться.
- Республика со своей стороны постоянно помогает. По федеральной программе «Подъездные пути к сельским поселениям» на сегодня построены дороги в селах Холтосон, Улентуй, Утата. От Закаменска до Далахая ходит грейдер. Между селами порядка 100 км. Помимо этого чистим отводные каналы, трубы, отвечаем за установку придорожных знаков. Сейчас идет строительство железобетонного моста в селе Санага на сумму 87 млн рублей. Его строительство играет большое значение, так как откроет дорогу для нескольких населенных пунктов и животноводческих точек района, - перечисляет глава Закаменского района Сергей Гонжитов.
По его подсчетам, на 1 км дороги в районе приходится 28 тыс. рублей бюджетных средств.
Такие суммы смехотворны на фоне миллионных штрафов за неисполнение обязанностей. Так, недавно администрация Кяхтинского района получила предписания от ГИБДД на сумму более миллиона рублей за неисполнение требований по обустройству пришкольных территорий. Пешеходные переходы у школ и дошкольных учреждений должны быть освещены.
- Две коровы в день, может, и проходят по этому переходу, - возмущаются местные депутаты, но заплатить согласились.
Об этом пишет газета «Кяхтинские вести».
Контролируем, но не выбираем
Повысить качество дорог стараются на местах при контроле подрядчиков. Но и здесь свои «заковырки».
- Конкурсы по дорогам фактически отменили. Теперь будут действовать аукционы. Значит, решать будет только понижение цены. Кто меньше дал, тот и будет заходить на объект. Исключением считаются только искусственные сооружения, - негодует Замкин и после паузы добавляет: – Это абсолютно неправильно. Должны выходить на объекты сильные, мощные подрядчики, которые нормально и качественно все выполняют.
Парадокс, но контролирующие организации, те, кто платит деньги, не участвуют в выборе подрядчика.
- То, что наторгует Республиканское агентство, мы получаем. И потом с этим боремся и воюем. Понимаю, у строителей труд сложный, нелегкий. Люди живут в полевых условиях в вагончиках далеко от семьи. Но хочется, чтобы было больше профессиональных квалифицированных подрядчиков, имеющих весь набор техники. Тогда ездить по нашим дорогам станет приятнее, - заключает Виктор Замкин.
По каким дорогам станет приятнее катить в ближайшее время
На федеральной сети планируют продолжить комплексное обустройство автодорог в населенных пунктах, а также реконструкцию и ремонт автодорог и искусственных сооружений.
На региональной сети планируется:
- ввести 4,9 км автодороги Монды – Орлик, 7 км автодороги Шергино – Оймур - Заречье (2 этап), 15 км автодороги Улан-Удэ – Турунтаево – Курумкан - Новый Уоян;
- заменить три аварийных моста на новые в Северобайкальском и Муйском районах;
- комплексно обустроить автодороги в Багдарине, Коме, Покровке, Барагхане;
- продолжить ремонт искусственных сооружений и автодорог, в том числе методом холодного ресайклинга в Заиграевском, Еравнинском, Селенгинском и Хоринских районах.
На местной сети планируется:
- построить подъезды к шести населенным пунктам, не обеспеченным круглогодичной связью с сетью автодорог с твердым покрытием в Закаменском, Тункинском, Кижингинском и Хоринском районах;
- капитально отремонтировать в Тункинском районе два моста;
- построить мост через реку Цакирка в Закаменском районе и мост через реку Чернуха в Кабанском районе;
- в Заиграевском районе построить дорогу к Ацагатской долине и капитально отремонтировать мосты через реку Уда в п. Онохой;
- в Кяхтинском районе ввести после капитального ремонта мост через протоку реки Селенга;
- в рамках ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма» с участием федерального бюджета планируется построить в Тарбагатайском районе около 10 км улиц в селах Тарбагатай, Десятниково и Большой Куналей.