РБК сообщает о том, что россияне стали больше выращивать овощи и фрукты на своих приусадебных участках. Одновременно снижаются продажи продуктов питания в магазинах, свидетельствует исследование Gfk Rus.
Спасительный огород
За два года доля россиян, выращивающих овощи и фрукты на собственных огородах, выросла с 39 до 46%, при этом для 15% «активных огородников» производство собственных овощей является основным источником питания, говорит генеральный директор Gfk Rus Александр Демидов.
- Отмечается достаточно большой всплеск, люди переходят на собственноручно выращенные продукты, это кризисная ситуация, несомненно, - сказал он, добавив, что доля россиян, занимающихся приусадебным хозяйством не для развлечения, а для пропитания, будет только расти.
Данную тенденцию подтверждает гендиректор отраслевого портала FruitNews Ирина Козий, отмечая, что пока она наиболее заметна в некрупных населенных пунктах.
- Кроме того, есть ряд программ на уровне регионов, когда малообеспеченные и многодетные семьи обеспечиваются семенным картофелем на посадку весной. Подобные программы действуют в Бурятии, Кузбассе и еще ряде регионов, - говорит Козий.
Увеличилось не только количество самостоятельных агрономов, но и объемы посадок. Кроме того, все больше россиян пытаются заработать, продавая выращенную продукцию на ярмарках, отмечает генеральный директор «INFOLine-Аналитика» Михаил Бурмистров.
Впрочем, свой огород едва ли полноценно обеспечит россиян пропитанием. По мнению старшего аналитика по ретейлу и потребительскому сектору Райффайзенбанка Натальи Колупаевой, использование личных подсобных хозяйств часто является лишь «иллюзией выгодного использования своих ресурсов» и с экономической точки зрения нерентабельно, учитывая стоимость посевного материала, удобрений, трудовых и временных затрат.
- Вырастить несколько ведер картошки, огурцы, помидоры, зелень и собрать урожай яблок - вот, пожалуй, типичный набор продукции с личных подсобных хозяйств, - перечисляет Колупаева. При этом даже в нынешних сложных макроэкономических условиях в среднюю потребительскую корзину входит довольно широкий ассортимент продуктов питания - хлеб, растительное масло, молоко, овощи, крупы, макаронные изделия, напоминает она.
Привычка к кризису
- Потребительские настроения россиян несколько улучшились, хотя они по-прежнему остаются в отрицательной зоне, - отмечается в исследовании Gfk Rus «Российский потребитель - 2016: привычка к кризису. В апреле 2016 года о том, что кризис оказал непосредственное влияние на их жизнь, сообщали 53% респондентов, в июле - 46%. Доля россиян, отмечавших сокращение заработной платы, также уменьшилась - с 22% до 19%. Однако в 2014 году о сокращении зарплаты говорили всего 7% опрошенных.
Согласно прогнозу аналитического центра Gfk, в 2016 году реальные денежные доходы населения снизятся на 5,1%. Таким образом, в действительности материальное положение россиян не улучшается, просто они привыкли к кризису и воспринимают текущую экономическую реальность более спокойно.
- В России начинает действовать эффект привыкания к сложившейся ситуации, поскольку люди не верят в скорый выход из кризиса, - говорит Демидов. - Поэтому кризисные потребительские стратегии продолжают работать.
По данным Gfk, подавляющее большинство респондентов (75%) заявили о готовности отказаться от покупок товаров. В частности, по данным компании, больше всего россияне сейчас экономят на салонах красоты - это подтвердили 17% опрошенных. Также в числе попавших под сокращение расходных статей - покупка бытовой техники (16%) и косметики (15%).
Продажи большинства категорий продуктов питания также демонстрируют снижение. По данным Gfk, за год, с июля 2015 года до июля 2016-го, продажи молочных продуктов и мяса сократились в физическом выражении на 0,5 и 0,8% соответственно. Больше всего потребители стали экономить на сладостях и снеках (снижение на 3%), бакалее (-3,8%), хлебобулочных изделиях (-7%), а также рыбе и морепродуктах (-7,4%). В небольшом плюсе оказались замороженные продукты (1,1%), яйца (1,4%), свежие фрукты и овощи (1,5%) и детское питание (2,2%).
За этот же период стоимостной оборот товаров, купленных по промоакциям, вырос на 45%.
Обзор «Российский потребитель - 2016» был подготовлен на основе Всероссийского исследования Gfk Rus, которое проводится с 1991 года на основании личных интервью с 2,1 тыс. респондентами в различных городах и селах России в возрасте от 16 лет. Кроме того, использовались данные потребительской панели и мониторинга розничных продаж GfK.