буддизм
6051

«Приходите и поклоняйтесь»

Дид Хамбо лама Буддийской традиционной сангхи России Дагба Очиров ответил на вопросы, которые сегодня волнуют буддийскую общественность

Фото: russianstock.ru

- Досточтимый дид Хамбо лама,  Буддийская традиционная сангха России представляет только буддистов Бурятии или это объединение всех буддистов России федерального уровня?

- Помимо, собственно, Бурятии, сангха охватывает Забайкальский край, Иркутскую область, Горный Алтай, Якутию, Хакасию, Новосибирск, Хабаровск, Владивосток, Тюмень, Санкт-Петербург, Москву… В этих регионах мы располагаем крупными религиозными объединениями. Помимо того, в сангху входят и отдельные общины, в том числе в ряде других регионов и городов. Всего порядка 50 объединений.

У меня, как ответственного за дацаны Бурятии, немало сложных задач. С начала 90-х годов в республике появились новые буддийские общины и объединения. К сожалению, не все из них выдержали проверку временем. Они создавались скорее как дань моде, а не исходя из насущных потребностей. Уважение верующих нужно заслужить реальной работой и делами.

Бурятия – традиционный центр российского буддизма. Это общепризнанный факт как в России, так и в мире.

- А что вы скажете о комплексе «Ринпоче Багша» в Улан-Удэ, расположенном на Лысой горе?

 - Он был построен при содействии бывшего президента Бурятии Леонида Потапова, чьи отношения с сангхой были испорчены после скандала с вывозом знаменитого Атласа тибетской медицины в США. Тем самым Еши Лодой Ринпоче была уготована роль некоей альтернативы сангхе. Да, действительно, ему удалось привлечь к строительству комплекса «Ринпоче Багша» значительные спонсорские средства со стороны представителей власти и бизнеса, в основном связанного с добычей нефрита и его экспортом в Китай.

Несомненно, особенностью центра на Лысой горе являются тесные связи как  с тибетской эмиграцией в Индии, так и, вероятно, бизнес-связи с китайскими партнерами. Я не думаю, что это какая-то альтернатива бурятскому буддизму, поскольку в основе своей в комплексе «Ринпоче Багша» действуют приезжие ламы.

Будда не делил верующих по национальному признаку, не делаем этого и мы. Наш пандито Хамбо лама Дамба Аюшеев сказал: «Я против таких лам и считаю, что умные ламы находятся в своей стране, а ещё лучше – в своём дацане. А те, кто выезжает с учениями, просто не востребованы на своей родине».

В Бурятии есть свои высокообразованные ламы. Сейчас они работают преподавателями в буддийском университете и в наших дацанах.

- Дагба-лама, в последнее время в СМИ появилось много публикаций и сюжетов по поводу изображения Будды в  Хоринском районе. Как бы вы прокомментировали эту ситуацию?

 - Действительно, вокруг этого поднята шумиха, в том числе и нападки  на руководство Анинского дацана. Конечно, я считаю, что это несправедливые упреки и налицо попытка расколоть буддистов района. 

Летом текущего года на одной из гор района, Баян-Хонгор,  было нанесено изображение Будды высотой 33 м. Это самое большое изображение Будды в России. Работы, которые вели местные жители, шли два месяца. Не сомневаюсь, это благое дело во имя Будды, и, конечно, мы должны только радоваться этому событию.

Но все не так просто, как кажется на первый взгляд. С самого начала работы велись с нарушением действующего законодательства. А ведь мы, буддисты, всегда были законопослушными гражданами. Во-первых, организаторы проекта не уведомили заранее власти о своих планах и начале работ. Они действовали скрытно, надеясь поставить власть и общественность перед свершившимся фактом. И это им удалось в полной мере. Ведь они не только не получили разрешение, но и даже не  проинформировали руководство района и заказника!

Но самое печальное то, что организаторы проекта не обратились в Анинский дацан, к приходу которого в течение веков относится эта территория. Невозможно представить, что наши великие бурятские ламы Агван Доржиев, Тубден Нима, Агван Нима и другие без согласия руководства Гоман-дацана и властей Тибета могли бы возводить культовые сооружения на территории прихода, которые могли бы стать причиной раскола среди верующих! Здесь должна быть проявлена обыкновенная человеческая порядочность – уважение к хозяевам: Анинскому дацану, единственной официально зарегистрированной буддийской религиозной организации района, руководству Хоринского района и администрации заказника. Ведь именно в этом святом месте в течение двадцати лет проводил медитативную практику VI шэрээтэ-лама Анинского дацана Дулзэн-Дагба Жамбаев! Дулзэн-Дагба-лама сделал это место святым, а аршаны - целебными.

Во-вторых, на территории заказника без специального разрешения категорически запрещено проводить строительные работы. В-третьих, летом все леса республики были закрыты для посещения в связи с лесными пожарами и введенным по этому поводу режимом ЧС. Весь регион был в огне. Но они проникли в заказник! Далее стройку обнаружили сотрудники заказника, которые обратились к руководству Анинского дацана, дескать, это вы там нарушаете порядок и закон? Кроме того, работы проводились иностранными рабочими, китайцами. Они были без разрешительных документов, без рабочих виз и при первой встрече с представителями власти пытались скрыться.

Тем не менее работа была доведена до конца, и сейчас происходит надлежащее юридическое оформление. Анинский дацан, на территории прихода которого находится изображение, расположенное на месте традиционного обоо – места поклонения, берет этот земельный участок с лесными насаждениями (площадью в 4,6 га) в безвозмездное пользование для религиозной деятельности. 

Земля оформляется потому, что на этих культовых местах монахами и учениками дацана в течение многих веков проводились, проводятся и будут проводиться необходимые ритуалы, а все желающие будут заниматься медитативной практикой.

- И все же Будда и участок земли, на котором находится изображение,  стали причиной непонимания среди местных жителей?

- Дело в том, что, как пишут сами организаторы строительства в письмах на имя руководства республики, проект осуществляется не только за счет средств местных верующих, но и иностранных спонсоров, в том числе из Швейцарии, Франции, Китая и других стран.

Наш Хамбо лама неоднократно говорил о том, что религиозный фактор используется определенными силами для дестабилизации положения. Это происходит в ряде других регионов России, и такой же сценарий могут использовать в нашей республике. 

Но, как правило, буддисты всегда решают свои проблемы вместе, нашему взаимному сотрудничеству ничто не препятствует. Об этом говорит вся история взаимоотношений буддистов Бурятии с буддистами Забайкальского края, Иркутской области, Алтая, Тывы, Калмыкии, Санкт-Петербурга и других регионов нашей необъятной России.

Между буддистами Бурятии всегда были и есть самые тесные и добросердечные отношения. Между нами нет принципиальных разногласий, о чем свидетельствует вся наша история. Другое дело, что такие попытки могут предпринять руководители вновь образованных общин.

Так, до сих пор организаторы проекта не удосужились приехать в Анинский дацан и встретиться с руководством дацана, обсудить эту проблему. Я не вижу никаких непреодолимых разногласий, ведь ситуация и так предельно ясная – Будда есть и ему будут поклоняться верующие.

Согласно существующему законодательству, никаких запретов на посещение не может быть. Только режим чрезвычайной ситуации может помешать доступу к изображению, и то на определенное время. Так называемый «запрет на посещение» придуман руководителями проекта Александром Лубсановым и Тензин Золтоевым (геше лхарамба Тензин-лама), которые хотят политизировать ситуацию  и расколоть единство сангхи. Приходите и поклоняйтесь. Мы все идем по пути Будды.

Автор: Сергей Доржиев

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях