Сегодня у ее магазина-ателье «Швейная шкатулка», открытого четыре года назад, нет отбоя от клиентов. Однажды она просто оказалась в нужном месте в нужное время, говорит бизнес-леди.
Помещение в пять квадратных метров вмещает в себя магазинчик тканей и швейной фурнитуры, а также мастерскую по ремонту и пошиву одежды. Помещение хоть и маленькое, но, как говорится, мал золотник, да дорог.
«Идея сама меня нашла»
16 лет Елена работала в сфере торговли. Начинала продавцом на открытом рынке. О своем деле даже не помышляла, пока однажды не поняла – нужно работать на себя.
- До этого предпринимательством я не занималась и не обучалась этому, - рассказывает Елена. – Все получилось спонтанно: однажды, придя в торговый центр, я увидела множество ателье, которые закупались тканью и фурнитурой по всему городу. Подумала, а почему бы мне не торговать здесь всем, что нужно мастерам. Выходит, не я придумала идею, а она сама меня нашла.
Прошло полгода, прежде чем идея воплотилась в жизнь. Для открытия магазина требовалось немало документов и вложений. Не обошлось без кредитов. Как говорит предприниматель, ей самой пришлось измениться и столкнуться с преградами.
- Пробиваться было непросто – в Бурятии все стены без дверей, не с кем посоветоваться, не у кого спросить, - рассказывает о своих первых шагах в бизнесе Елена. - Я «подружилась» с интернетом, хотя это было для меня в новинку, тем более по натуре я довольно консервативный человек. Перелопатила всю Россию и поняла, что закупаться лучше все-таки в Китае. Но это занимало бы очень много времени, и я нашла базы в Иркутске, Красноярске и Новосибирске.
На своем пути вы встретите очень много апатичных людей, которые не захотят, чтобы вы продвинулись дальше – они не выдадут вам нужную бумажку, не поделятся советом. Но, как бы ни было трудно, нельзя вешать нос. Любую стену можно если не пробить, то обойти
Со временем возникла мысль не только торговать, но и заниматься ремонтом и пошивом в одном месте. Сочетание магазина и ателье было своевременной и удачной идеей, считает женщина. Пошивочные всего торгового центра вздохнули с облегчением, ведь им теперь не нужно тратить время на поездки по городу в поисках нужных материала или фурнитуры. У ателье появились и свои клиенты. Конечно, сначала в ход пошли подержанные швейные машинки. Нужны были и специальный раскроечный стол, шкафы, стулья, которые изготовили на заказ, что позволило немного сэкономить.
Как завоевать клиента?
Первые два года работы не приносили существенной прибыли, вспоминает бизнес-леди. Но она понимала – успех не приходит сразу.
- В пошивочной сфере все друг друга знают, некоторые учились вместе, у многих сформировалась своя клиентура. Я же была новичком, когда пришла в эту сферу, и поначалу на меня смотрели удивленно. Стабильность пришла спустя два года. Появилась уверенность, что если я покину это место и перееду на другое, то мои клиенты останутся со мной, - говорит Елена.
Швейному мастерству женщина нигде не обучалась, как другие портные, просто однажды села за машинку и научилась шить. Образование чертежника ей в этом помогло. Но, как ни старайся, говорит она, когда есть спрос, неизбежно возникает необходимость в помощниках.
- Сначала справлялась в одиночку, а позже поняла – нужна швея. Конечно, у всех людей характеры разные, и мой, честно сказать, достаточно жесткий. Поэтому не со всеми, кто приходил устраиваться на работу, мы ужились. В сотрудниках я ценю, прежде всего, трудолюбие и лояльность к людям - в нашей работе это особенно важно. Бывает, что нам на реставрацию приносят очень старые изделия – это их любимые вещи, которые, возможно, многое значат для них. У некоторых просто нет возможности обновить гардероб, - говорит Елена и тут же вспоминает: - Работали у меня две женщины, которые могли позволить себе пренебрежительно общаться с заказчиками, советовать им «выбросить старую вещь». При этом даже не отрывали глаз от машинки.
Этой весной к Елене на практику пришли две девушки. Понаблюдав за их манерой общения с клиентами и способностями к труду, она осталась довольна – в ближайшее время планирует взять мастериц на работу. К слову, сейчас швеи получают порядка 15 тысяч рублей.
- Мы работаем по принципу 50/50 – половину девочки отдают мне, - говорит предприниматель. – Беремся за любые изделия, начиная от простых носовых платочков и заканчивая верхней одеждой. Клиентов очень много, так что иногда работу приходится брать даже на дом. Но бывают и затишья, например, в первые дни после новогоднего праздника.
С самого начала продвигать свои услуги в СМИ Елене не приходилось. Лучшая реклама, по ее словам, «сарафанное радио».
Пора расширяться…
Клиенты, многие из которых уже стали друзьями, все чаще советуют Елене – пора менять помещение. Она и сама осознает – комнатка в пять «квадратов» уже не выдерживает наплыва покупателей и заказчиков.
- Очень хочется переехать в помещение попросторнее, куда можно было бы поставить новые швейные машинки, а за них посадить еще двух мастеров. Думаю сделать это в новом году, - планирует предпринимательница. - Желательно разместить магазин-ателье на первом этаже, так как на третий, где мы расположены сейчас, не каждый поднимается. К тому же нам нужен отдельный вход, так как в «Сагаан Морине» время работы ограничено – с 10.00 до 19.00. Заказов очень много, и мы не всегда успеваем. Вот, например, сейчас пошли заказы штор, и мы с девочками берем работу на дом.
Основное бизнес-кредо Елены Кравченко состоит в том, чтобы быть открытым, понимающим и трудолюбивым. Ведь когда работаешь с людьми, иначе нельзя. Недостижимых целей нет, считает бизнес-леди. Если человеку нравится его дело, то все препятствия кажутся несерьезными.
Для запуска бизнеса: 350 тысяч рублей (150 – торговая точка и оборудование, 200 – товары)
Окупаемость: 2 года
Месячный оборот: 50 - 60 тысяч рублей
Объемы производства: 200 - 300 изделий в месяц (ремонт)
Стоимость одной бытовой швейной машинки: 12 - 15 тысяч рублей
Клиенты: физические лица