Культура
2670

Моя теория хаоса. Выставка Зорикто Доржиева и Даши Намдакова

В иркутской галерее В. Бронштейна идут сразу две выставки бурятских авторов - известнейших Даши Намдакова и Зорикто Доржиева. Мороз идет по коже – такое ты ощущаешь, когда сталкиваешься с чем-то истинным.

Это настоящие эмоции, что продирают тебя до костей и заставляют бежать электрические импульсы по всему телу. Так я могу описать своё ощущение от обеих выставок картин «Теория хаоса» Зорикто Доржиева и кукол семьи Даши Намдакова в Иркутске.  

Отдаю пальто в гардероб и скорее бегу. Бегу туда, где с белых стен смотрят на тебя они, стоя к тебе полубоком, а то и спиной. Они – девушки-загадки с картин Зорикто Доржиева. Он, вместе, вернее после Даши Намдакова, всколыхнули наше, национальное, глубинное, заставив нас взглянуть на самих себя по-другому. Вот оно, богатое наследие в современном прочтении. Бабушка в цветных модных солнечных очках. Бросают на тебя отблеск. Я почему-то уверена, что она смотрит с прищуром и хитро знает уже про всё, куря свою бесконечную трубку. А другая, вот она, только уже моложе, стоит полубоком, скрывая свою наготу под бесконечными тканями. Всё это загадка и безумное ощущение секрета, который точно останется для тебя, зрителя неразгаданным, но теребящим душу.

Следующая – это просто семейная картина-фотография. Все три поколения, облаченные в традиционные одежды, смотрят, прикрыв свои глаза – не разберешь за беспристрастными лицами ни единой эмоции. Только гладь по воде. Но одна деталь заставляет тебя начать улыбаться широко и светло: мальчик, ухвативший за хвост кошку. И он, и все члены семьи, и даже кошка – настолько живы и мультяшны. Отвернешься – начнут шевелиться. Смотря на эти картины, испытываешь такое великолепное чувство светлой то ли грусти, то ли осознания времени. Смешалось время – национальные дэгэлы и сотовые телефоны, беспристрастный взгляд и кеды Converse, и даже толстовка Gap. Черт, таких модных очков, как у этой бабушки даже у меня нет!

Перехожу от картины к картине и каждая прекрасна. В своем великолепном написании и технике. Сначала фон, а потом уже сам силуэт и вот она, прекрасная и такая непознаваемая. Восточная красотка. Тут же вспоминается одно интервью Зорикто Доржиева, где он рассказывает, что после увиденных его картин, многие европейцы приезжают специально в Бурятию, чтобы своими глазами увидеть их красоту.

А во втором зале уже таится нечто другое. По ощущения, более тяжеловесное. Это, уже ставшая откровением, выставка известнейшего Даши Намдакова.

На входе встречают уже знакомые по силуэтам скульптуры, но ты видишь уголками глаз что-то розово-воздушное и холодок идет по спине. Подхожу близко-близко. Тончайшие детали, кружева, она сидит на коне, потупив взгляд. А на заднем фоне идут кадры фильма, где автор, Даши Намдаков, рассказывает про свой путь творца и какую роль в этом сыграли шаманы. Богата наша земля. Напитана древнейшей энергетикой, которую передавали из поколения в поколение. Наверное, поэтому эти создания кажутся такими нереально реальными. Стоит отвернуться и нахлынут ощущения из детства, когда казалось, что куклы за твоей спиной оживают и ведут свою тайную, неведомую тебе жизнь.

Белоликие, с нежным розовым румянцем, огромные раскосые глаза, тончайшие детали на богатых платьях – такую сильнейшую энергетику могут вдохнуть в свое творение только Мастера с большой буквы. Такое нужно увидеть, чтобы познать сильнейшую связь поколений и увидеть мистическое за обыденностью.          

Автор:

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях