Сегодня вся территория Тункинского района совпадает с границами национального парка – это единственный подобный случай не только в российской, но и в мировой практике.
Из-за ряда ограничений, которые накладывает федеральное законодательство, местные жители фактически лишились права собственности на землю. Они не раз обращались к властям республики с просьбой «вывести» свои участки из состава резервата. Власти, в свою очередь, неоднократно пытались отстоять права тункинцев на федеральном уровне. Госдума предыдущего созыва даже рассмотрела законодательную инициативу экс-депутата от Бурятии Михаила Слипенчука. Однако не все предложения, выдвинутые правительством Бурятии и районной администрацией, учли при обсуждении проекта.
Ни отказа, ни поддержки
Этот вопрос поднимался на встрече главы Бурятии с Общественной палатой в декабре 2014 года. Тогда Вячеслав Наговицын отметил, что попытки изменить границы нацпарка ни к чему не привели.
- То, что в административных границах создали национальный парк – глупость несусветная. Не учитывается, что на этой территории проживает население. Не понимали, что делали, что называется. Сегодня это дело не так просто «развернуть» вспять, поскольку есть федеральный закон, есть постановление правительства, которое определило эти границы, – подчеркнул глава. – И для того, чтобы это предложение реализовать, надо поменять закон, на что никто не хочет идти. К сожалению, мы не получили поддержки. Но и отказа тоже не получили.
Летом 2015 года глава Бурятии направил в Конституционный суд обращение по поводу изменения границ Тункинского нацпарка. Однако рассматривать его не стали. Проблему вновь затронули в декабре, на региональной конференции Общероссийского народного фронта.
- Я бы хотела остановиться на реализации «майского» указа президента, который предусматривает бесплатное предоставление земельных участков семьям, где есть трое и более детей. К сожалению, в некоторых населённых пунктах указ практически не реализовывается, – рассказала тогда министр имущественных и земельных отношений Бурятии Маргарита Магомедова.
В качестве примера она привела Тунку. В 2008 году власти республики провели работу по координатному описанию границ нацпарка, и «включили» 86 % его территории в состав района. Тем не менее, оформить в собственность «свободные» участки люди по-прежнему не могут.
- С 2012 года Росреестр отказывает в регистрации прав граждан на землю. То есть ни одной многодетной семье в рамках указа президента России не могут предоставить участок в границах Тункинского района, – подчеркнула Магомедова. – Отказывают вообще в оформлении любых прав.
В итоге тысячи человек оказались заложниками ситуации. Маргарита Магомедова попросила «фронтовиков» посодействовать в решении вопроса.
Столкновение интересов
На днях стало известно, что границы особо охраняемых природных территорий могут «подрезать». С такой инициативой выступило Минприроды России. Федеральное ведомство предлагает узаконить исключение земли, озёр и рек из состава резерватов, сообщает «Российская газета».
Экологи отнеслись к инициативе негативно. «Гринпис» России, например, считает, что изменение границ может ослабить всю заповедную систему и к тому же противоречит Конституции.
В Минприроды с этим категорически не согласны. Предполагается, что «урезать» особо охраняемые природные территории можно будет в трёх случаях – если земли расположены в границах поселений, если они необходимы для обеспечения безопасности государства и по решению президента. Как пояснили «Российской газете» авторы проекта, перед этим потребуется провести государственную экологическую экспертизу и публичные слушания.
Забирать земли у заповедников можно только в случае, если это не повредит их биологическому разнообразию
- Невозможность изменения границ заводит в правовой тупик решение актуальных вопросов, связанных с деятельностью хозяйствующих субъектов, функционированием населённых пунктов, жизнедеятельностью граждан, проживающих на отдельных природных территориях, – пояснили изданию в Минприроды.
В статье упоминает и Тункинский нацпарк.
- Его общая площадь – около 1,2 миллиона га, включая ряд населённых пунктов, что не может не вызывать противоречий между интересами развития национального парка и муниципального образования. Аналогичная история – Командорский заповедник, созданный целиком в границах Алеутского района Камчатского края, включая райцентр – посёлок Никольское. Национальный парк «Себежский» в Псковской области включает в себя часть городской застройки города Себеж, – отметили в федеральном ведомстве.
Некоторые посёлки изначально были заложены в качестве баз заповедника. За прошедшие десятилетия их «заселили» бывшие сотрудники – уволенные и вышедшие на пенсию. А ещё – их дети и внуки.
- Воронежский заповедник сегодня вынужден тратить многомиллионные суммы на решение коммунальных проблем – все эти здания и сооружения находятся у него на балансе. При этом мы – по просьбе самого заповедника – готовы передать часть зданий и коммуникаций на баланс Воронежа. Это позволит заповеднику направлять те же дефицитные многомиллионные средства не на «коммуналку», а на решение своих непосредственных задач, – прокомментировали в Минприроды.
С подобными проблемами столкнулся и Центрально-Черноземный заповедник. «Вывести» из состава заповедников земли, расположенные в границах населённых пунктов, проект поправок предписывает правительству до 31 декабря 2019 года. И если это произойдёт, у жителей Тунки, возможно, появится шанс узнаконить свои участки.