- Опишите проблему с долговыми обязательствами города Улан-Удэ.
- Долговая нагрузка города Улан-Удэ на конец года составит 2 683, 41 млн рублей, или 89 % от планируемого объема собственных доходов (3017,71 млн рублей) на 2017 год. С 2014 года объем долга увеличился на 260 млн рублей (2 423,41 млн рублей) в связи с недостаточностью собственных средств, обусловленных несовершенством межбюджетных отношений.
- Какова ситуация с замещением коммерческих кредитов города Улан-Удэ бюджетными?
- В связи с ростом долговых обязательств региональных бюджетов Правительством Российской Федерации принимаются меры по поддержке бюджетов субъектов РФ.
С 2014 года применяется практика предоставления из федерального бюджета субъектам РФ бюджетных кредитов на замещение коммерческих. В 2016 году бюджетные кредиты предоставляются на основании ст. 11 Федерального закона от 14.12.2015 № 359-ФЗ «О федеральном бюджете на 2016 год» и в соответствии с Правилами предоставления (использования, возврата) из Федерального бюджета бюджетам субъектов РФ бюджетных кредитов на 2016 год, утверждёнными постановлением Правительства РФ от 27.01.2016 № 40.
Так, в 2016 году Республике Бурятия из федерального бюджета, согласно информации, размещённой на официальном сайте Министерства финансов РФ, предусмотрен бюджетный кредит в сумме 564,43 млн рублей.
В 2015 году Комитет по финансам Администрации города Улан-Удэ обратился в Министерство финансов России за разъяснениями о возможности предоставления аналогичных бюджетных кредитов местным бюджетам. Минфин России пояснил, что субъекты РФ вправе в установленном им порядке предоставлять бюджетные кредиты бюджетам муниципальных образований, в том числе на замещение рыночных заимствований.
В настоящее время в бюджете Республики Бурятия на 2016 год предоставление таких бюджетных кредитов не предусмотрено, также отсутствуют соответствующие нормативно-правовые акты.
- Что в этом направлениипредприняло Министерство финансов Республики Бурятия?
- На протяжении двух лет Администрация города Улан-Удэ неоднократно обращалась в адрес Правительства Республики Бурятия с просьбой о предоставлении бюджетного кредита на замещение коммерческих. На сегодняшний день положительных результатов нет.
Данная мера позволила бы значительно сэкономить бюджетные средства по расходам на обслуживание муниципального долга. Коммерческие кредиты предоставляется по ставке 10,2 – 13,2 % годовых, а бюджетный кредит – по ставке 0,1 % годовых. Таким образом, обслуживание коммерческого кредита в сумме 1 млрд рублей обойдется бюджету в 102-103 млн рублей, а бюджетного – в 1 млн рублей.
Другой вариант – принятие Правительством Республики Бурятия государственной программы по снижению объема муниципального долга, предусматривающей ежегодное субсидирование местного бюджета на погашение задолженности по коммерческим кредитам в сумме 200 млн рублей. Так в течение пяти лет можно значительно разгрузить бюджет города Улан-Удэ.
- Спасибо за беседу!
Для справки. В 2000 году объём муниципального долга составлял всего 41 млн рублей. Значительный рост муниципального долга города произошёл в период 2001-2005 годах. Главной причиной роста долга в этот период стало привлечение кредитных ресурсов на расчёты с ОАО «Бурятэнерго» в целях погашения задолженности населения и муниципальных предприятий. При этом Администрация города Улан-Удэ не имела задолженности перед энергетиками, а решения о привлечении кредитных ресурсов принимались на уровне Президента и Правительства Республики Бурятия.
В дальнейшемкредитные средства привлекались для покрытия дефицита бюджета. Принятие бюджета города Улан-Удэ с дефицитом было обусловлено недостаточностью собственных доходов бюджета для решения вопросов местного значения, необходимостью обеспечения социально-экономического развития, а также наличия проблемных вопросов, требовавших значительных затрат.
За счёт кредитных ресурсов осуществлялось финансирование работ по строительству инфраструктурных объектов, приобретение зданий для размещения бюджетных учреждений, приобретение оборудования, транспорта и др.
В частности, за счёт кредитных ресурсов финансировалось строительство пристроя к Больнице скорой медицинской помощи города Улан-Удэ (БСМП) на сумму 539 млн рублей. При этом с 2012 года полномочия по финансированию здравоохранения переданы на уровень субъектов РФ. При передаче полномочий с уровня местного бюджета на уровень республиканского бюджета было передано 10% налога на доходы физических лиц. Приобретавшиеся городом Улан-Удэ объекты здравоохранения, дорогостоящее медицинское оборудование, а также здание пристроя к БСМП были переданы в собственность Республики Бурятия без каких-либо компенсаций. Кредиты, привлекавшиеся на развитие здравоохранения, а это около 900 млн рублей, продолжают оставаться в структуре муниципального долга (из обращения депутатов Улан-Удэнского горсовета к полномочному представителю Президента РФ в СФО Сергею Меняйло).