Напомним, 12 октября в Бурятской государственной сельхозакадемии состоялся учёный совет по выдвижению кандидатов на должность главы вуза. На высокий пост претендовали шесть человек – врио ректора Иван Калашников, директор Бурятского НИИ сельского хозяйства Лубсан-Занды Будажапов, заведующий кафедрой Иркутского аграрного университета Чингис Кушеев, а также деканы трёх факультетов БГСХА: агрономического – Бэликто Цыбиков, инженерного – Дамдин Лабаров и технологического – Константин Лузбаев.
Именно три последних кандидата набрали наибольшее число голосов «за» и отправились на собеседование в Минсельхоз России. «Временный» ректор Иван Калашников «остался за бортом»: его поддержали всего 12 человек.
Или Калашников, или «чужак»
Как стало известно tUday.ru, собеседование претенденты на пост главы «сельхозки» не прошли. Они не могли ответить даже на самые элементарные вопросы – сколько человек работает в академии, сколько подразделений в вузе и каков размер заработной платы сотрудников
Работники БГСХА опасаются, что теперь на пост ректора назначат человека со стороны или же им останется Иван Калашников. В Минсельхозе России считают, что порядок проведения тайного голосования был нарушен: требовалось, чтобы на нём присутствовал наблюдатель из министерства.
Напомним, подобная ситуация сложилась год назад в Бурятском госуниверситете. Согласно прежнему уставу вуза, учёный совет должен был выдвинуть трёх претендентов на пост ректора, а аттестационная комиссия Минобраза России после собеседования утвердить как минимум двух из них. И уже после этого на выборной конференции сотрудникам университета предстояло отдать свой голос за любого из кандидатов. Конференцию в самом вузе планировалось провести до 19 января 2015 года – именно в этот день истекал срок полномочий экс-главы БГУ Степана Калмыкова.
Однако сроки собеседования в Москве постоянно «сдвигались». Временным ректором стал теперь уже бывший замминистра образования Бурятии Николай Мошкин. Скандал вокруг его назначения продолжался полтора года – сотрудники выходили на митинги, ситуация бурно обсуждалась в СМИ и в Народном Хурале. Однако в результате Мошкин от приставки и. о. всё-таки избавился.
«Кому-то это нравится, кому-то – нет»
Напомним, кресло ректора БГСХА освободилось после того, когда бывший глава вуза Александр Попов стал председателем комитета Народного Хурала по земельным вопросам и аграрной политике. Ходили слухи, что на этот пост «метил» депутат республиканского парламента и известный телеведущий Анатолий Кушнарёв. Тем не менее, в 2013 году вуз с приставкой и. о. возглавил Иван Калашников.
Всё это время в «сельхозке» шла пусть и скрытая, но довольно напряжённая борьба за власть. Именно с этим Иван Калашников связывал проверку МВД, которая проводилась в вузе весной 2015 года. Тогда сотрудники БГСХА жаловались, что долгое время не получали обязательные надбавки к зарплате. Высказывались предположения, что деньги «оседают» в карманах руководства.
- Я считаю, что это делается в рамках той предвыборной кампании, которая развернулась в вузе, – заявил тогда Иван Калашников СМИ. – Уже полтора года я исполняющий обязанности ректора, кому-то это нравится, кому-то – нет. У нас разбирательства не закончены, в академии работает УБЭП, оно по этим же запискам проводит своё расследование, и как оно будет закончено, так будут предъявлены какие-то документы или возбуждены уголовные дела.
Судебные тяжбы
Ещё один громкий скандал в сельхозакадемии разразился минувшим летом. Рособрнадзор принял решение приостановить аккредитацию по специальности «экономика и региональное управление». Интересно, что сами студенты «эконома» узнали о грядущих переменах незадолго до защиты дипломов. Довольствоваться справкой о неполном высшем образовании или же завершить обучение в чужом городе – перед такой перспективой оказались около 200 очников и заочников.
В итоге защищаться выпускникам пришлось в других вузах, в том числе и в Бурятском госуниверситете. Благодаря этому все они смогли получить дипломы о высшем образовании государственного образца.
Неясной оставалась ситуация и с выборами ректора. Последнее положение о порядке их проведения учёный совет утвердил в сентябре прошлого года. Всего на пост главы вуза выдвинулось пять человек. Все они успешно прошли первый этап и отправились в Москву на второй. Но в итоге к собеседованию был допущен только один кандидат – Иван Калашников. Выборы признали несостоявшимся. Минсельхоз России порекомендовал БГСХА провести их заново.
Вскоре в вузе вновь состоялась заседание учёного совета, на котором число кандидатов решили сократить до трёх. В аттестационную комиссию Минсельхоза России для согласования направили документы вышеупомянутых Ивана Калашникова, Дамдина Лабарова и Константина Лузбаева. «Вычеркнутый» из списка Лубсан-Зонды Будажапов обратился с иском в суд. Решение ограничить число кандидатов в ректоры до трёх человек в итоге признали антиконституционным.