Байкал
2143

Дорожный кризис

Почему дороги в Бурятии строят иногородние строители и чем это грозит республике

Сложная экономическая ситуация в Бурятии подкосила многие предприятия, на слуху ряд громких банкротств и неоднозначных решений вроде смены юридического адреса с Улан-Удэ на другие города с налоговыми льготами. Не осталась в стороне и строительно-дорожная отрасль.

 Многие предприятия не справились с ситуацией и попали под банкротство, кто-то переехал или свернул деятельность. Строить и поддерживать в хорошем состоянии дороги тем не менее надо.

Проблемы у строительных фирм Бурятии накапливались не один год. К сожалению, «тучные» годы для отрасли остались в прошлом. Еще несколько лет назад в республике возводилось огромное количество жилья, одновременно с этим строилось множество государственных объектов в рамках 350-летия присоединения Бурятии и по другим федеральным программам. Строители Бурятии чувствовали себя очень хорошо, работы и денег хватало всем.

Но на сегодня отрасль, можно сказать, впала в кому. Жилье не продается, а значит, и строить его смысла нет, федеральные программы, по которым ранее возводилось множество объектов, сокращены, а у бюджета Бурятии средств на капитальное строительство не так много.

В результате многие фирмы подошли к 2016 году с долгами, которые нечем было гасить. В отрасли началась болезненная реструктуризация, свидетелями которой мы сейчас и являемся. Например, в отношении одной из крупнейших фирм «ИКАТ плюс» начата процедура банкротства, ряд фирм закрылись или перепрофилировались самостоятельно, кто-то сменил юридический адрес на регионы с более лояльной налоговой политикой. Ситуация действительно сложная, однако ничего катастрофического в ней нет - спустя некоторое время бизнес приспособится к новым условиям, станет эффективнее.

Но оставался вопрос - пока наши местные строители заняты вопросами реструктуризации, кто будет строить и ремонтировать дороги в Бурятии? В отличие от других сфер строительства (жилищного или государственного) дорожное сократилось не так значительно. Здесь по-прежнему требуется выполнять значительный объем работ, на который обремененные долгами, арестами имущества и другими сложностями большинство компаний Бурятии в данное время попросту не способны. В итоге 2016 год для отрасли ознаменовался увеличением числа иногородних компаний, работающих на дорожном строительстве Бурятии. Крупнейшим подрядчиком у нас в 2016 году стало акционерное общество «Труд», зарегистрированное в Иркутске. Эта компания, по данным Минтранса республики, выиграла тендеров на 8 млрд рублей.

В списке подрядчиков на дорожное строительство фирм из Бурятии уже меньше, чем иногородних (хотя, вопреки сложившемуся в обществе мнению, не так уж и мало). География строителей разнообразна - есть компании из Иркутской области, Забайкальского края, Москвы, Санкт-Петербурга и даже из Северной Осетии. Плохо это или хорошо для республики? Кажется, что если крупный подряд на строительство выполняется зарегистрированной в другом регионе компанией, то деньги утекают из республики, и это повод для беспокойства. На самом деле данная проблема слишком преувеличена.

Большинство налогов, которые платят строители, федеральные. Они идут в Москву напрямую вне зависимости от того, где зарегистрирована фирма. Главный налог, который платится в региональный бюджет, - НДФЛ. А он как раз платится по месту осуществления работ, то есть опять-таки вне зависимости от места регистрации компании, если работы осуществляются в Бурятии, этот налог платится у нас. Тем более что подавляющее число работников, которые строят у нас дороги, - это жители Бурятии, иногородним компаниям нет смысла везти откуда-то сотрудников, если их хватает на месте. Специалисты и рабочие, занятые в дорожном строительстве, безусловно, от банкротств и смены подрядчиков испытывают неудобства вроде задержки зарплат. Однако их труд по-прежнему очень востребован, большинство практически сразу устраивается пусть и в фирмы с иногородней пропиской. Даже техника наших местных компаний не простаивает, как правило, через аренду по-прежнему работает на различных подрядах и субподрядах.

Основная же статья расходов дорожников - строительные материалы - также мало зависит от места регистрации фирмы-подрядчика. Щебень, разнообразные конструкции, асфальт покупаются там, откуда их ближе и дешевле привезти. Многие материалы местом своего происхождения имеют Бурятию. В сущности, как простым жителям республики, так и республиканскому бюджету нет никакой разницы, кто именно строит дороги. Главное, чтобы они строились в срок и качественно.

Заказчикам строительства (это федеральный Упрдор «Южный Байкал» и республиканский Минтранс) остается только беспристрастно проводить конкурсные процедуры и внимательно следить за выполнением условий и требований государственных контрактов на строительство дорог.

Автор: Сергей Александров

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях