Как сообщает «Интерфакс», этот вопрос уже согласовали Минэкономразвития России и правительство Бурятии. В федеральном ведомстве констатировали: несмотря на наличие всей необходимой инфраструктуры, турзона ожиданий не оправдала.
- Возможно, дополнительные ограничения, связанные с максимальной прозрачностью для всех проверяющих и иных органов по ведению бизнеса, являются каким-то ограничением для того, чтобы туда входили резиденты. Не знаю, почему этот феномен работает, но площадка, к сожалению, не заработала, – заявил накануне журналистам замминистра экономического развития Александр Цыбульский.
При этом все туристические объекты, расположенные на территории «Байкальской гавани», сохранятся. Сегодня решается вопрос, как использовать их максимально эффективно.
- Инфраструктура должна использоваться в туристско-рекреационных целях. И как только мы это решение найдём, будем снимать статус особой экономической зоны, – пояснил Цыбульский.
«Формализм и безответственность»
Напомним, проверка, проведённая Счётной палатой России минувшей весной, показала: за всё время своего существования особые экономические зоны так и не стали действенным инструментом поддержки экономики. Практически во всех российских регионах, где были инициированы такие проекты, сроки подготовки и принятия документов, предусмотренных соглашениями о создании ОЭЗ, не соблюдались. По состоянию на 1 января перспективные планы развития не утвердили 16 из 33 существующих зон.
- Процесс их создания и управления характеризуется формализмом, безответственностью и безнаказанностью, отсутствием исполнительной дисциплины и спроса за принятые решения и их последствия. Реальный экономический эффект не достигнут, – заявил аудитор Счётной палаты России Сергей Агапцов.
Строительство объектов инфраструктуры на этих территориях осуществлялось медленно, а дата их ввода в эксплуатацию нарушалась везде, без исключения. В этом году из 758 запланированных к строительству объектов сдали только 526. Всё это, сообщили в контрольном ведомстве, отталкивает потенциальных резидентов и ведёт к удорожанию работ.
Создание одного рабочего места в экономических зонах обошлось бюджету в 10 миллионов рублей – это средняя зарплата в России за 25 лет. В частности, в «Байкальской гавани», согласно представленным данным, на 1 января 2015 года появилось лишь 13 рабочих мест. В 2016-м их число увеличилось до 15. При этом в самом районе – почти 15 тысяч жителей трудоспособного возраста.
Оставить нельзя ликвидировать
В июне СМИ узнали о поручении главы государства Владимира Путина прекратить работу десяти неэффективных экономических зон. Финансирование остальных Москва прекратила: их передали на баланс регионов. Строительство новых ОЭЗ решили приостановить до тех пор, пока не будут выработаны единые подходы к их созданию.
- Финансовое бремя дальнейшего развития ляжет либо на субъект, либо на инвесторов, – сообщили тогда в пресс-службе правительства Бурятии. – В Бурятии на условиях софинансирования построен ряд объектов турзоны «Байкальская гавань», и республика готова была выполнять свои обязательства. Сейчас необходимо выработать меры, в результате которых уже затраченные средства должны работать максимально эффективно.
Турзона в Прибайкальском районе Бурятии в список ОЭЗ, подлежащих ликвидации, тогда не попала. Глава республики выразил надежду, что после передачи «Байкальской гавани» региону резиденты начнут работать эффективнее. Решать вопрос сотрудничества с ними через Москву, по словам Вячеслава Наговицына, было трудно.
- У нас есть желающие зайти в ОЭЗ, но после подачи заявления прошло больше года, а сделать это им так и не удалось. Инвесторов сдерживают длительные процедуры рассмотрения. Надеюсь, что процессы убыстрятся, и резиденты начнут работать эффективнее, – отметил он.
Проект провалился?
О скандалах, которые сотрясали «Байкальскую гавань» чуть ли не с самого начала её создания, infpol.ru неоднократно сообщал в своих публикациях. Свою лепту в непростую ситуацию с турзоной внесли и активисты Общероссийского народного фронта. Осенью 2015 года они заявили, что проект по строительству ОЭЗ в Прибайкальском районе можно считать проваленным, поскольку из 22 миллиардов рублей удалось освоить лишь пятую часть.
«Фронтовики» констатировали: несмотря на то, что на развитие территории были потрачены деньги, туристы продолжают отдыхать на Байкале «дикарями» или вынуждены снимать дома в посёлках, в которых даже нет инфраструктуры. Власти, тем не менее, сохраняли оптимизм. Так, зампред правительства Бурятии по экономическому развитию Александр Чепик в интервью ТАСС заявлял, что среди действующих резидентов «Байкальской гавани» есть неэффективные инвесторы.
- От них мы постепенно отказываемся и ведём работу с теми, кто готов войти в ОЭЗ. Такие есть. Кроме того, мы планируем создать ещё три дополнительных участка с готовыми инвесторами. Соответствующая заявка в Минэкономразвития России уже подана, – сообщил Чепик.
В особом порядке
Судьбу «Байкальской гавани», расположенной в Прибайкальском районе, глава республики Вячеслав Наговицын обсуждал с Дмитрием Медведевым, который в сентябре побывал в Улан-Удэ с рабочим визитом.
Изначально в развитие турзоны собирались направить 24 миллиарда рублей бюджетных инвестиций. А в итоге освоили лишь пятую часть – 4,2 миллиарда. Из-за этого республика оказалась не в состоянии завершить проект в обозначенные сроки и выполнить установленные индикаторы.
Второй вариант – ликвидация ОЭЗ и передача земельных участков и инфраструктуры на баланс Бурятии – и вовсе приведёт к полной потере самой идеи реализации какого-либо инвестпроекта, отметил Наговицын на встрече с Медведевым. Дело в том, что участки на территории «Байкальской гавани» находятся внутри Центральной экологической зоны Байкала. А строить объекты там разрешено лишь в случае, если сама турзона является ОЭЗ федерального уровня.
При принятии решения о ликвидации «Байкальской гавани» Вячеслав Наговицын попросил Дмитрия Медведева предусмотреть особый порядок передачи Бурятии земельных участков и расположенной на них инфраструктуры. Глава отметил, что это позволит республике самостоятельно завершить проект с привлечением частных инвестиций. Премьер-министр дал соответствующее поручение Минэкономразвития России. А спустя месяц стало известно, что турзону правительство страны «урезало». Бурятии оставили только два участка – «Пески» и «Турку».