О том, что из-за спирогиры самое глубокое в мире пресноводное озеро рискует превратиться в болото, в последнее время всё чаще сообщают не только бурятские и иркутские, но и федеральные СМИ. Опасное для экосистемы Байкала явление наблюдается уже несколько лет, и с каждым годом масштабы проблемы растут.
Ранее учёные объясняли появление чужеродных водорослей на мелководье загрязнением сточными водами. Чуть позже появилась и новая гипотеза. По мнению специалистов, фосфат, содержащийся в синтетических моющих средствах, действует подобно удобрению и способствуют росту спирогиры. Чтобы защитить от неё Байкал, некоторые жители Бурятии и соседнего Приангарья ещё в прошлом году начали добровольно отказываться от использования опасных порошков.
«Дело не только в свалках»
Привлечь внимание федеральных властей к этой проблеме пыталась активистка Общероссийского народного фронта из Иркутска Любовь Аликина.
- К сожалению, Байкал очень болен. Ему нужна помощь. Если сегодня не принять срочные меры, он превратится в болото. В 2011 году учёные нашего Лимнологического института забили тревогу: в береговой полосе озера начала появляться нитчатая сине-зелёная водоросль спирогира, – рассказала Аликина президенту страны Владимиру Путину на традиционной встрече с «фронтовиками» минувшей осенью.
Она также подчеркнула, что очистные сооружения на Байкале неэффективны.
- Они неработоспособны и даже вредны в том состоянии, в котором сегодня находятся, потому что непосредственно через них проходят неочищенные стоки, попадая в воды Байкала и рек. Это тоже нужно очень срочно решать, – заявила общественница.
Владимир Путин, в свою очередь, отметил, что «дело там не только в свалках».
- Уборка мусора и создание производств по его утилизации – чрезвычайно важная вещь, и этому нужно уделить внимание, – согласился он. – Но всё-таки основная проблема – это сельхозработы, химия при производстве сельхозработ. И прежде всего на той стороне Байкала, в Бурятии. Здесь нужен целый комплекс мероприятий, связанных с применением соответствующих удобрений. И, как мы понимаем, это очень масштабная задача.
«Невидимая катастрофа»
Одновременно об ограничении оборота опасных моющих средств задумались в Роспотребнадзоре России. А инициатором этой идеи выступила Белгородская область.
- При большой концентрации фосфатов в водоёмах создается идеальная среда для сине-зелёной водоросли. Есть нормативы ВОЗ, при которых определённый уровень загрязнения ею является прямым противопоказанием для использования водоёма в качестве источника питьевого водоснабжения. Вода даже не подлежит очистке. И нормирования сброса фосфатов в России сегодня нет, – сообщила тогда глава федерального ведомства Анна Попова.
Она добавила, что с 2013 года содержание этих веществ в моющих средствах ограничено в странах Евросоюза.
- В нашей стране происходит медленная, ползучая, невидимая катастрофа, за счёт того что в шампуне, мыле и порошках применяются фосфаты. Из-за этого вода становится мёртвой. И проблему замалчивают те, за чьими спинами находятся производители этих моющих средств, получающие колоссальную прибыль, – поддержал Попову губернатор Белгородской области Евгений Савченко.
Опасно для здоровья
По последним данным федерального Роспотребнадзора, доля синтетических моющих средств российского производства на рынке страны не превышает 30 %, что существенно усложняет процесс какого-либо регулирования.
- Мы столкнулись с этим не так давно очень плотно и буквально схватили за руку наших нероссийских производителей, которые бессовестным образом поменяли одни ингредиенты – дорогостоящие энзимы, которые производят только Австрия и Дания – на дешёвую каустическую соду, повысив, таким образом, токсичность детских порошков и моющих средств. И не считают себя в этом виновными, – подчеркнула Попова.
Кроме того, фосфаты могут способствовать возникновению различных заболеваний. Как сообщил ТАСС завкафедрой безопасности жизнедеятельности Белгородского гостехнического университета им. Шухова Александр Лопанов, они усиливают проникновение через кожу поверхностно активных веществ и способствуют их накоплению в волокнах тканей. А это, в свою очередь, нередко приводит к нарушению иммунитета, аллергии, поражению печени, почек, лёгких и даже мозга.
Проблема распространения сине-зелёных водорослей, по словам главного санитарного врача России Анны Поповой, актуальна для южных регионов страны: летом вода там прогревается особенно сильно, что создаёт дополнительные условия для появления растений. Вода во многих реках и озёрах уже непригодна для питья. И их судьбу может повторить Байкал.
Сегодня спирогире пытаются найти применение. Так, в конце апреля из неё предложили изготавливать дизайнерскую бумагу. Авторами необычного проекта выступили иркутские активисты. Использовать водоросли предлагают даже в качестве удобрения. Проблемой озаботились и на федеральном уровне.
- Биологическое загрязнение прибрежной зоны – это действительно катастрофа, причём она ни научно, ни практически не исследована. Действительно очень серьёзно катастрофическое развитие спирогиры, причем не только в тех местах, где сбрасываются сточные воды. Очистные сооружения не работают, а те, которые есть, чистят от пыли, больше ничего. Это самая серьёзная проблема, – заявила в мае в интервью «Известиям» учёный секретарь научного совета по Байкалу СО РАН Ирина Максимова. – Гибнут губки, которые чистят всю прибрежную воду Байкала. На них развиваются цианобактерии и всякие токсичные загрязнения, которые вообще опасны для людей.
В Минприроды России пообещали найти финансирование для борьбы со спирогирой. Но пока дело так и не сдвинулось с «мёртвой точки». В июле спасти Байкал от водослей призвала жительница Казани: она разместила соответствующую петицию на сайте Change.org. Под обращением подписалось более 224 тысяч человек.
«Есть более дешёвые марки»
К спасению Байкала подключился и депутат Госдумы, зампред комитета по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям. На днях он запустил в соцсетях акцию по отказу от порошков с фосфатами.
- Килограммовая пачка такого порошка приводит к появлению 200 килограммов водорослей, которые губят Байкал и лишают воду кислорода. Это отравляет её токсинами и ведёт к гибели рыбы, – написал Николай Будуев на своей страничке в Facebook. – Просто не поленитесь прочитать состав на пачке. Лучше, если на ней будет прямо указано, что в порошке нет фосфатов или хотя бы что он содержит менее опасный их заменитель – фосфонаты.
К тому же, по словам депутата, такие «безопасные» средства обойдутся гораздо дешевле. Пользователи соцсетей активно поддержали предложение Будуева. Многие отмечают, что уже давно пользуются бесфосфатными порошками.
Напомним, в прошлом году этот вопрос активно обсуждался в популярном паблике «Аноним 03». И мнения интернет-пользователей, как всегда, разделились.
- Купила детское на основе хозяйственного мыла, ложится в барабан, отстирывает отлично, брала в коробке – на пробу. Это не реклама! Просто каждому кажется, что да – я один, не воин. Нет, воин! Начни с себя. Сегодня порошок без фосфатов, завтра бычок в урну, а не мимо. Дальше – больше. Мы ещё в силах что-то изменить, – написала одна из участниц сообщества.
«Хочу спать на чистом белье»
А вот у кого-то попытки отказаться от средств с фосфатами оказались безуспешными.
- Когда узнала о вреде фосфатов для экологии, решили с мужем стирать эко-порошком. Купили. Состав совершенно не угрожает природе. Отлично. Вклад в спасение Байкала сделан. Едем дальше. Делаем всё, как указано на упаковке. Стираем несколько раз пустой барабан, затем соблюдаем дозировку порошка и температурный режим. Бельё серое. Вроде как это означает, что вымывается предыдущий порошок. Ладно, ждём. Первая стирка, вторая, десятая. Вещи похожи на тряпки, – рассказала другая посетительница паблика. – Так мало того, при стирке при 60 градусов выстирывается цвет. Каждый раз кладёшь вещи в машину, и гадаешь, что достанешь на этот раз. Я терпела, я пыталась не сдаваться. В общем, это оказалось слишком для меня. Я хочу сохранить планету и всё такое. Но я не готова делать средства для стирки по народным рецептам из Интернета.
По мнению анонимного автора, «не все готовы стругать хозяйственное мыло».
- Если проблема загрязнения водного богатства земли стоит на федеральном уровне, могут власти как-то повлиять на производителей, делать качественный порошок? Я хочу одевать свою семью в чистые вещи и спать на чистом белье, – заявила она.
Зловонное болото
Отметим, первая «волна отказа» от синтетических моющих средств ради спасения Байкала прокатилась по прибрежным районам Бурятии ещё в августе 2015 года.
- Экологи провели разъяснительную работу с жителями и предпринимателями, которые торгуют моющими средствами. В результате в ряде супермаркетов Северобайкальска появились предупреждающие плакаты и полки с бесфосфатными порошками, а жители добровольно стали отказываться от использования фосфатных средств, – сообщил тогда «Интерфакс-Сибирь» координатор проектов межрегиональной общественной организации «Большая байкальская тропа» на севере Байкала Евгений Марьясов.
Эту информацию тогда подтвердил и мэр Северобайкальска Константин Горюнов. В частности, он отметил, что необходимость в использовании эко-порошков возникла из-за особенности работы городских очистных сооружений.
- У нас хорошие очистные сооружения, но они плохо перерабатывают фосфаты. В сточных водах фиксируется превышение предельно допустимой концентрации только этого одного компонента. Фосфаты же вместе с тёплой водой вызывают интенсивное размножение спирогиры, которая стала настоящим бедствием для Северобайкальска. Горожанам из-за разросшейся водоросли и источаемого её гниющими остатками ужасного запаха пришлось отказаться от одного из пляжей, – отметил Горюнов.
Напомним, в августе на YouTube появилось видео, посвящённое заражению байкальского побережья спирогирой. Автор ролика – известный журналист Андрей Аносов. Экологическое бедствие на севере озера он заснял с квадрокоптера.
- Ещё 5 лет назад это место было любимо жителями Северобайкальска за белый песок, чистую воду и чудесные виды озера. Сегодня ужасный запах разлагающихся водорослей разносится далеко вокруг. Быть здесь вблизи воды – серьёзное испытание, – говорится в видеоролике.