Бюджет Бурятии на 2016 год был запланирован с дефицитом почти больше 2 млрд рублей. Очевидно, что в условиях кризиса, состояния собственного производства в Бурятии денег не будет хватать и в бюджете на следующий год. Слушания по этому вопросу в Народном Хурале еще предстоят в конце ноября. Депутаты бьются над вопросом: на чем же можно сэкономить?
Долго размышляя на заседаниях и слушаниях, народные избранники так и не смогли прийти к единому мнению — кого же оставить без денег? Вопрос начали решать постепенно — в августе Вячеслав Наговицын сообщил о том, что сократится финансирование здравоохранения.
Однако, по словам работников наркодиспансера, в этом году заметно увеличилось число наркологических расстройств. Но, несмотря на это, власти вынуждают сократить количество коек, которых и без того уже не хватает.
Не хватает денег и службе «скорой помощи». Из 65 необходимых автомобилей федеральный бюджет профинансировал только 13. Шептались и о сокращении финансирования на образование, и об урезании зарплаты чиновников на целых 10%. И многие тут же резонно задались вопросом: сколько же зарабатывают слуги народа? «Информ Полису» удалось приоткрыть завесу этой «страшной» тайны.
Итак, по данным депутата НХ Федора Бураева, зарплата первого заместителя руководителя администрации главы и правительства Бурятии составляет чуть больше 140 тысяч рублей в месяц. Зарплата заместителя руководителя администрации чуть ниже и обходится государству в 118 тысяч рублей. А трое его подчиненных делят сумму в 112 тысяч. Итого в год выходит порядка 9 млн 887 рублей.
— Но это только зарплата! — уверяет депутат Народного Хурала, член партии КПРФ Федор Бураев.
Поражают своим масштабом и премии, которые нередко выписываются заместителям председателя правительства Бурятии.
Так, ежемесячное денежное вознаграждение первого заместителя председателя правительства обходится в 160 тысяч рублей. Четыре заместителя председателя правительства помимо зарплаты делят между собой почти 157 тысяч рублей. Достается «хороший кусок» и трем советникам первого заместителя председателя. Так, в среднем на каждого выходит больше 30 тысяч рублей. Неплохая премия в 90 тысяч перепадает и руководителю аппарата полномочного представителя главы республики в Народном Хурале.
Итого общая сумма расходов на премии составляет примерно 29 млн рублей (в расчете, если премии выдаются каждый месяц).
— У нашего главы зарплата порядка 400 тысяч рублей, а с накрутками доходит до 600 тысяч. Это превышает зарплату самого президента России, у того всего 300 тысяч рублей, — недоумевает Федор Бураев.
Цифры и вправду шокируют, учитывая, что средняя зарплата преподавателя университета всего 19 тысяч рублей.
ГСМ стоимостью в миллионы
Часто мы слышим, что чиновники приобретают «Лэнд Крузеры» или «Мерседесы», и невольно задаемся вопросом: во сколько обходится содержание таких «предметов роскоши»?
За заместителями председателя правительства Бурятии закреплено пять дорогих служебных авто. И, по словам депутата, ежемесячное содержание только одного такого элитного автомобиля обходится государству в 664 тысячи рублей. Итого на транспорт тратится 3 млн 320 тысяч в год.
На ноябрьской сессии член фракции КПРФ планирует взяться за доходы главы и его помощников.
— На содержание главы республики и его аппарата выделяется 4 млрд рублей. И только незначительные средства идут на образование, культуру, науку и сельское хозяйство. В этом году, например, на сельское хозяйство выделено всего 800 млн рублей. Это, я считаю, мало даже для одного района. Если мы и дальше так будем «вкладываться», о каком продовольственном обеспечении может идти речь? — говорит Федор Бураев.
Бурятия сейчас
Наверное, единственным надежным градообразующим предприятием на данный момент является Улан-Удэнский авиационный завод. Однако, как признают в компании, для них наступили нелегкие времена и экспортные заказы заметно сократились. «Молоко Бурятии» сейчас также находится в кризисной ситуации. Некогда известное по всей России крупнейшее предприятие «Улан-Удэстальмост» на грани банкротства.
— Экономическое положение в республике провальное. Везде очень низкая заработная плата. Лучшее зеркало, в котором отражается ситуация, — это отток населения, — говорит Василий Красиков, к.и.н., преподаватель БГУ.
По мнению депутата, единственный выход из положения — это контроль со стороны населения и прозрачность бюджета.
— Я думаю, Общественная палата как раз и должна контролировать наших чиновников, следить за всеми расходами и доносить информацию до населения, — отмечает Бураев.
Следующая сессия депутатов обещает быть жаркой. Мы продолжаем следить за происходящим.