Мы встретились с председателем комитета государственной охраны объектов культурного наследия Ириной Петровой, чтобы узнать об истории создания органа, поговорить о проблемах, планах и перспективах
- Ирина Александровна, было бы интересно узнать, как началась государственная охрана памятников истории и культуры в Республике Бурятия.
- Важно отметить, что работа по выявлению и сохранению культурного наследия в нашей республике велась задолго до того, как официально был образован орган охраны памятников истории и культуры. Первые исследования археологических объектов на территории Бурятии проводились еще в 80-е годы XIX века. Огромный вклад в изучение памятников археологии был сделан учеными под руководством А.П. Окладникова в 1930-е годы. Первые шаги по государственной охране памятников истории и культуры Бурятии были предприняты в тяжелейшее для страны послевоенное время. Так, в 1948 году Тамчинский дацан был поставлен на государственный учет как памятник архитектуры.
История непосредственного создания органа охраны памятников истории и культуры в Бурятии неотделимо связана с тем, какие проблемы решались в стране в то время. В 1960-е годы в СССР большое внимание стали уделять вопросам государственной охраны памятников истории и культуры. К тому времени были отреставрированы и восстановлены значимые для нашей страны исторические здания, разрушенные или поврежденные в годы Великой Отечественной войны. Во всех уголках страны шла широкая работа по созданию и благоустройству памятников, посвященных воинам, погибшим в годы гражданской и Великой Отечественной войн, воинских захоронений, различных мемориалов. В то же время остро ощущалась потребность в грамотной и четкой организации охраны на уровне автономных республик, краев и областей. И в 1966 году началась реализация довольно решительных мер по самым разным направлениям. Интересно, что все эти направления, как и сегодня, можно разбить на четыре группы:
- государственная охрана – шла большая работа по выявлению и учету памятников истории и культуры, разработке и утверждению охранных зон особо ценных исторических памятников;
- мероприятия по сохранению включали в себя материально-техническое оснащение и кадровое обеспечение научно-реставрационных мастерских, увеличение объемов финансирования ремонтных и реставрационных работ, усиление контроля со стороны государства за качеством проведения таких работ;
- вопросы современного использования памятников решались в первую очередь с точки зрения их сохранения, поэтому многие памятники были переданы в пользование музеев, библиотек и других учреждений культуры;
- популяризация – большое внимание уделялось просвещению людей о культурно-историческом наследии. Предприятия, учреждения, колхозы, школы организовывали шефство над памятниками, широко велась работа над повышением их туристической привлекательности.
В нашей республике, тогда еще Бурятской АССР, как и во всем СССР, вопросы государственной охраны памятников истории и культуры решались самым тщательным образом. Так, исполкомы аймачных советов должны были в срочном порядке заняться ремонтом и реставрацией имевшихся памятников, благоустройством прилежащих территорий, провести установку мемориальных досок, содержащих информацию о памятниках на русском и бурятском языках, а также продолжать выявление и паспортизацию новых памятников. Историческим можно назвать постановление Совета Министров Бурятской АССР от 18 ноября 1966 года. Именно в этом документе впервые поднимается вопрос о создании в Бурятской АССР производственной группы по охране памятников истории и культуры, которую мы считаем первым органом охраны объектов культурного наследия в Бурятии. Задачи, поставленные при создании органа охраны памятников по организации учета, сохранению, исследованию памятников, обеспечению правовой базы, определили глобальные направления работы и по сей день. В этом смысле даже изменение общественно-политического строя, которому подверглась наша страна, не поменяло ориентиров работы органа охраны памятников. Поэтому смело можно говорить о том, что стабильностью глобальных задач обусловлена стабильность созданного органа.
- Расскажите о предстоящей конференции, кто будет в ней участвовать?
- Идея провести конференцию пришла к нам довольно давно, ведь многие вопросы зачастую обсуждаются со специалистами и экспертами в неформальной обстановке. И вот появилась прекрасная возможность собрать людей, которые так или иначе связаны с охраной памятников истории и культуры в нашей республике, в одном зале, озвучить актуальные проблемы и наметить перспективы развития.
В первую очередь мы хотим провести конференцию для тех, кто непосредственно занимается вопросами культурного наследия. Комитет работает в многолетней взаимосвязи с большим количеством учреждений и организаций. Это представители исполнительных органов власти Бурятии, органов местного самоуправления, сотрудники Национального архива, специалисты в области градостроительства и городского планирования, руководители и специалисты строительных лицензированных организаций, занимающихся ремонтом и реставрацией памятников, конечно же, представители научного сообщества – историки, археологи, краеведы, культурологи, сотрудники музеев Бурятии. Мы не могли обойти вниманием людей, которые посвятили охране памятников истории и культуры многие годы своей жизни – ветеранов нашего комитета. Мы будем очень рады увидеть будущих коллег – студентов вузов нашего города, которые только готовятся стать специалистами.
- Ирина Александровна, какие проблемы на сегодняшний день существуют в деле государственной охраны объектов культурного наследия в Бурятии?
- Как ни странно, проблемы, с которыми приходится сталкиваться комитету сегодня, не намного отличаются от тех, с которыми работали специалисты по охране объектов культурного наследия 50 лет назад. Большое количество памятников остро нуждается в проведении ремонтных и реставрационных работ, историко-культурных экспертиз, установлении границ территорий и зон охраны. Наболевшей проблемой является сохранение памятников, являющихся многоквартирными домами. Решение данных проблем напрямую связано с недостаточным финансированием из бюджетов разных уровней. К сожалению, в последние годы прослеживалась тенденция по сокращению финансирования мероприятий по государственной охране и сохранению памятников истории и культуры. Однако в самом ближайшем будущем сохранение культурного наследия может стать приоритетным национальным проектом России. В настоящее время в правительстве РФ рассматриваются предложения Министерства культуры РФ о включении направления «Культура» в перечень основных направлений стратегического развития страны. Концепция предусматривает реализацию в 2017 - 2030 гг. приоритетных проектов «Сохранение культурного наследия» и «Культура малой родины». Если проекты получат поддержку правительства (ожидается, что решение должно быть принято до конца 2016 года), вопрос будет вынесен на обсуждение совета при президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам. Важно отметить, что тенденция приоритетности сохранения культурного наследия является общеевропейской. Например, Евросоюз объявил 2018 год Годом европейского культурного наследия. В нашей стране так же понимают важность сохранения культурного наследия для будущих поколений. В этом контексте инициаторы проекта делают следующий вывод: очевидно, что Россия, являясь страной с большим количеством объектов культурного наследия и своим национальным кодом, так же заинтересована в сохранении объектов культурного наследия, поскольку они составляют зримую память и основу для последующего развития. Данная тенденция вселяет надежду, что памятники Бурятии ожидает самое светлое будущее.
- Расскажите о текущей работе комитета.
- В настоящее время на государственной охране в Республике Бурятия находятся 1637 объектов культурного наследия. По своему составу памятники довольно разнородны – у нас есть и здания, и объекты монументального искусства, и захоронения, значительную часть составляют памятники археологии. Некоторые объекты культурного наследия очень хорошо знакомы жителям нашей республики и являются ее визитной карточкой. В первую очередь это памятники федерального значения: театр оперы и балета, памятник В.И. Ленину, церковь Воскресения в Кяхте, Гостиные ряды, Тамчинский дацан и мн. др.
Что касается коллектива, в комитете работают 13 специалистов. Структуру комитета составляют три отдела – отдел государственной охраны, отдел сохранения и отдел государственного надзора. Большинство специалистов работают много лет, являются профессионалами своего дела. Специализация наших сотрудников очень разнообразна - это и археология, и история, и культурология, и гражданское строительство, и юриспруденция. Отрадно, что в последнее время штат пополнился молодыми сотрудниками. Ведь это значит, что комитет и дело охраны памятников истории и культуры ожидают дальнейший рост и развитие!