Напомним, в сентябре в Байкальске при поддержке ЮНЕП и ЮНЕСКО состоялся большой субботник. В качестве почётного гостя на него пригласили посла океанов при ООН, специалиста по морскому праву Льюиса Пью.
Легендарный «покровитель океанов» не только помог очистить побережье озера от мусора, но и совершил «символический» заплыв на один километр. Спортсмен рассказал, что до приезда на Байкал приводил в порядок побережье Мумбая. Мусора там было по колено
- Это самый грязный пляж, который я когда-либо видел в мире. Уборка там продолжается уже практически год. Каждые выходные порядка 500 человек выходит, чтобы убрать эту грязь, – признался Льюис Пью.
Он отметил, что в Байкальске ситуация обстоит лучше.
- Это совершенно не то, что я видел в Мумбае. Но неважно, сколько мусора. Его не должно быть в принципе, – заявил известный экстремал.
О поездке на иркутское побережье Байкала Льюис Пью упомянул в недавнем интервью «Lenta.ru». А ещё спортсмен рассказал, как ему удалось наладить «коммуникацию» между Россией и США и признался, почему он совсем не боится Трампа.
О заповеднике в море Росса
В интервью изданию Льюис Пью рассказал о создании самого большого в мире водного заповедника – в море Росса. Эта идея появилась ещё в 2011 году. Тогда Новая Зеландия и США даже направили соответствующий проект в комиссию по сохранению морских живых ресурсов Антарктики (АНТКОМ). После нескольких лет обсуждений с инициативой согласились 23 страны-члены АНТКОМ. Однако именно от мнения России, возглавляющей организацию, зависело, будет ли принято решение по созданию заповедной территории.
«Lenta.ru» отмечает: достичь консенсуса не удавалось из-за разногласий между Америкой и Россией. Наладить коммуникацию сильным мира сего помог именно Льюис Пью, который считает своей главной целью защиту природы Антарктики.
- Эта территория практически не тронута человеком, но вскоре это может измениться. Кроме того, в море Росса обитает множество видов, которые больше нигде на планете не встречаются – 40 процентов пингвинов Адели, четверть мировой популяции императорских пингвинов и примерно половина всех обитающих на Земле косаток, – подчеркнул Льюис Пью. – Площадь нового заповедника составит 1,5 миллиона квадратных километров. По размерам она равна Великобритании, Франции, Италии и Германии вместе взятым!
По словам спортсмена, сегодня антарктическим территориям угрожает именно деятельность человека, «способствующая увеличению концентрации углекислого газа».
- Это приводит к росту кислотности вод Антарктики, а в результате – к вымиранию обитающих там животных, – пояснил Пью. – Создание заповедника – временная мера, необходимо добиться, чтобы море Росса стало заповедным навсегда. Но над этим ещё надо поработать. В идеале в Антарктике должна быть организована целая сеть охраняемых морских районов. Государствам нужно сообща бороться с последствиями изменения климата и истощением рыбных запасов.
О дипломатии
Напомним, Льюис Пью – единственный в мире человек, способный долго находиться в ледяной воде без спецснаряжения. Он является обладателем десятка мировых рекордов по экстремальному плаванию. Экстремал совершил пять уникальных заплывов в приполярных областях и установил мировой рекорд, преодолев 350 метров в обжигающе ледяной воде Китовой бухты в море Росса. Он уже покорил Арктику и «семь древних морей» – от Северного до Средиземного, а также ледниковое озеро на горе Эверест.
Его погружения в ледяную воду и поездки по всему миру называют не иначе как «speedo diplomacy» (спидометр дипломатии). Пью отмечает: этот термин придумали журналисты, пока он плавал в море Росса, пытаясь быть услышанным.
- Похоже, эти заплывы мне очень помогли. Но все-таки дипломатия – это не только погружение в ледяные воды Антарктики, – признался Льюис Пью.
Он посетил 24 страны плюс ряд государств Евросоюза, пытаясь убедить их в необходимости создания заповедника.
- Приходилось вникать в суть глубинных противоречий, которые возникли между государствами. Людям, в особенности обладающим властью, сложно идти на компромиссы, особенно в условиях повышенной политической турбулентности. Знаете, вначале это казалось дохлым делом. Я и сам тогда мало верил в успех. Но теперь крупнейшая заповедная территория на Земле официально создана. И нам с этим жить, – отметил Пью.
О России
В России известный экстремал побывал пять раз и успел за это время пообщаться с главой Минобороны Сергеем Шойгу, российским учёным-океанологом Артуром Чилингаровым и со специальным представителем президента страны по вопросам природоохранной деятельности и экологии Сергеем Ивановым.
- Прежде чем принять решение о создании заповедника, российская сторона решила убедиться, что подобный шаг обоснован с научной точки зрения. Была проделана масштабная работа – и всё случилось! Я просто счастлив, что всё закончилось хорошо. Но на этом все не остановится. Я узнал, что Россия планирует и впредь заниматься большой наукой в Антарктике, – поделился он с «Lenta.ru». – Уверен, что сотрудничество во благо нашей планеты на море Росса не закончится.
О журналистах, Трампе и Байкале
Льюис Пью признался, что ему удалось наладить отношения со многими СМИ, в том числе и российскими.
- В конце концов, моя главная задача – донести до людей информацию об опасностях, которые угрожают нашей планете. С российскими журналистами я общался, и мне понравилось – таких острых вопросов мне давненько не задавали! Ещё у меня появились друзья из агентства «RussiaNew.com»: они показали Россию во всей её красоте, – заявил спортсмен.
К слову, легендарный «покровитель океанов» мечтает увидеть Камчатку и Санкт-Петербург.
- Я побывал на Земле Франца-Иосифа, в некоторых других российских полярных владениях. Меня очень впечатлил Байкал, я даже в него нырнул! – признался Льюис Пью. – А ещё я был в Москве и в Сочи, мне понравилось. Хотелось бы найти время съездить в Санкт-Петербург и приобщиться к высоким материям. Мечтаю побывать на острове Врангеля и на Камчатке – посмотреть на белых медведей.
Корреспондент «Lenta.ru» поинтересовался, не страшит ли Льюиса Пью новоизбранный президент США Дональд Трамп, который крайне скептически относится к глобальному потеплению.
- Я не боюсь Трампа! Я – за рациональный диалог, – сообщил Пью. – Давайте посмотрим, что будет, а потом решим, как действовать и оценивать деятельность других людей. Во время моих поездок со мной никто не отказывался говорить. И дело тут не только в статусе посла по делам океанов при программе ООН по окружающей среде, а в человеческом отношении. Это меня чертовски порадовало и одновременно удивило.
Напоследок экстремал рассказал, как ему удаётся находиться в ледяной воде без специального снаряжения.
- Я постоянно и усиленно тренируюсь, подготавливая свое тело к погружению. Находясь в ней, важно быть крайне сосредоточенным. Но самое главное, я плаваю, чтобы донести до человечества сообщение. Это своеобразный акт восстановления справедливости, поэтому мне легко, – признался он. – Мне нравится сам процесс плавания. От пробежки и других видов спорта я не получаю удовольствия. А холодная вода освежает. Чтобы справляться с низкими температурами, одних тренировок по плаванию не достаточно – нужно закалять дух.
Кстати, в ближайших планах Льюиса Пью – переплыть Байкал: на священное озеро он пообещал вернуться уже в следующем году.