Идея «возродить» самый знаменитый торговый маршрут, связывавший Восточную Азию со Средиземноморьем в древности и в Средние века, возникла несколько лет назад. А впервые её публично озвучил председатель КНР Си Цзиньпин во время визита в Казахстан в сентябре 2013 года.
Старинному «Шёлковому пути» вдохнули новую жизнь – вместо верблюдов и лошадей товары перевозятся на поездах, судах и самолётах. Амбициозный проект, известный под названием «Один пояс – один путь», охватывает большую часть Евразии, соединяя развивающиеся и развитые страны. Он предполагает создание трёх экономических коридоров. Первый – Северный – предполагается проложить из Китая через Центральную Азию и Россию в Европу. Центральный – из Китая через Центральную и Западную Азию к Персидскому заливу и Средиземноморью. А южный должен вести из Китая через Юго-Восточную Азию в Южную и регион Индийского океана.
Вопросы, посвящённые развитию нового торгового маршрута, обсуждались на минувшей неделе в Пекине – на Международном форуме национальных научных организаций. Мероприятие объединило руководителей более чем 30 академий наук из стран Азии и Европы, Египта, Кении и Судана, а также представителей международных научных организаций и нобелевских лауреатов. Участие в нём принял и сенатор от Бурятии Арнольд Тулохонов.
В своём выступлении сенатор отметил: Шёлковый путь – не просто строительство дорог и перевозка грузов, и, прежде всего – создание новых экономических кластеров на всем пространстве между Западом и Востоком. Большей частью эта территория совпадает с контурами Великой степи, где расположены самые большие на планете массивы лесных ландшафтов, сельскохозяйственных земель и крупнейшие пресноводные озера.
В ряде официальных документов основной маршрут Шёлкового пути предлагается провести южнее Каспийского моря. Это, по мнению Арнольда Тулохонова, может лишить новых экономических стимулов Казахстан и Россию. И только политическая нестабильность в Передней Азии и на Ближнем Востоке создаёт преимущества для «северного варианта».
Сенатор уверен: в рамках сотрудничества в Евразийском экономическом союзе, ШОС (Шанхайская организация сотрудничества – прим. ред.) и БРИКС России необходимо активизировать самые различные формы взаимоотношений между странами северной Евразии.
Для России соседство с Китаем, по словам Тулохонова, должно стать «экономическим катализатором» – подобно Канаде, где основной валовой продукт получается не просто за счёт поставок сырья, а где есть результат взаимовыгодного сотрудничества двух стран.
В числе других перспектив для развития центральных районов России, где нет отчётливой экономической ориентации «запад – восток» – организация Южного экономического коридора – через судоходство по Каспию с выходом на Иран и глубоководный порт Гвадар в Персидском заливе.
- Таким образом, Россия – единственная в мире страна, которая может получить выход ко всем четырем океанам и кратчайшие морские пути к пяти континентам. В этом случае она становится равноправным участником Шёлкового пути – независимо от его маршрутов, – считает Арнольд Тулохонов.
Он уверен: в условиях новых геополитических и климатических изменений коммуникации и транспортная мобильность становится решающим фактором в гонке за мировое лидерство. И это особенно важно для такой огромной страны как Россия. Свои идеи и предложения Тулохонов изложил в интервью известному агентству «Синьхуа» и каналу ССТV.