Понять, как хрупкая женщина управляет всем этим хозяйством, очень сложно. Но это так. Пять лет назад Жанна Ладыженко встала у руля компании, занимающейся узкоспециализированным направлением бизнеса – ремонтом спецтехники, а если быть совсем точным – ремонтом техники белорусского автопрома – БелАЗ.
– Мы не начинали свой бизнес с нуля. А строили его на обломках закрывшей свой бурятский филиал московской компании, работавшей в сфере автотранспорта, в том числе занимавшейся ремонтом спецтехники. Попавшие под сокращение работники оказались без работы, без средств к существованию, – вспоминает становление компании директор.
Не имевшая до этого никакого опыта предпринимательской деятельности Жанна Ладыженко решила рискнуть.
– Я подумала, есть люди, готовые профессионалы, ниша свободная, клиентура наработана. Грех не попробовать! В первую очередь собрали команду из бывших коллег по московской фирме. Подруга-бухгалтер взяла на себя всю работу по регистрации ООО, на это ушло 5 – 6 тысяч рублей. Каждый взял кредит, обзвонили старых клиентов, объяснили ситуацию, что москвичи уехали, а мы остались. Они, зная нашу репутацию, согласились сотрудничать с нами и дальше. Именно тогда я поняла, что в нашем бизнесе безупречная репутация – это подавляющая часть успеха. Даже здоровье можно подправить за деньги, а пошатнувшуюся репутацию не восстановишь.
БелАЗ и в Африке БелАЗ
Размеры и масштабы этой техники поражают. Еще больше задаешься вопросом, как ее ремонтировать, если вдруг у этой махины что-то полетит. Стоимость техники БелАЗ – 18 – 20 млн рублей, грузоподъемность от 30 до 220 тонн. Понятно, что в личный гараж его никто не покупает. Приобретают ее чаще всего ресурсоснабжающие и добывающие компании. В Бурятии БелАЗы работают на угольных разрезах или золотодобываюших предприятиях. Именно они и становятся клиентами «БелАЗСервиса».
– Сегодня у нас 20 контрагентов из Бурятии, Забайкальского края, Иркутской области. И мы очень заинтересованы в том, чтобы у них все было хорошо, ведь от их благополучия зависит и наше благополучие, – с улыбкой говорит Жанна Ладыженко. – А вообще техника белорусского завода очень надежная, может работать десятилетиями, и предположить, что вдруг завтра все наши угольные разрезы и заводы пересядут на японскую или немецкую спецтехнику, сложно. Поэтому у нас пока есть поле деятельности. Тем более все отлажено: логистика от дилера, все маршруты. Поэтому необходимую запчасть нам могут доставить за 7 – 10 дней.
Ремонт на полмиллиона
Узкая специализация бизнеса диктует и свои правила.
Ремонт какого-нибудь узла или агрегата вместе со стоимостью запчасти и работой мастера составит от 200 до 500 тысяч рублей.
– Самое страшное – курс доллара. Попробуй клиенту объяснить, что цены на 20% повысили не мы, а потому что курс взлетел. В переходный период, в 2014 – 2015 годах, нас спасли старые запасы запчастей. Благодаря этому мы не подвели своих клиентов. Ведь по большому счету суть всего нашего предприятия состоит в том, чтобы техника ходила.
Бывают и форс-мажоры. Как-то транспортная компания, доставлявшая груз для «БелАЗСервиса», уронила агрегат стоимостью почти в полмиллиона рублей.
– В большой прибыли мы не купаемся. Бывают непредсказуемые расходы, и с этим приходится мириться. Торговая накрутка составляет 10 – 15%, с нее нужно платить налоги, аренду, отчисления, зарплату. Наша цель – не зарабатывание денег, а работа ради самой работы, – признается Жанна Ладыженко.