маршрутки
4779

Кто и зачем стрелял по пассажирам в центре Улан-Удэ?

Корреспондент infpol.ru разбирался в обстоятельствах ЧП с маршруткой

Фото: предоставлены героями публикации

Рейсовый автобус №347 «Улан-Удэ – Татаурово» подвергся нападению 15 ноября, как только выехал с железнодорожного вокзала. Наше небольшое расследование обнажило ряд проблем в пассажирских перевозках.

По словам бригадира маршрута, стрелок прятался между мостами и выжидал именно водителей его маршрута. Причем, по словам перевозчика, это уже не первый случай нападения на их маршрут. В 2013 году два автобуса подожгли прямо в ограде дома.

- В 16.30 автобус загрузился раньше времени и выехал. Сначала водитель подумал, что это дети кидаются камнями. Но когда он приехал в Татаурово и посмотрел, то стекло по бокам уже высыпалось, а на автомобиле были следы, как от обреза дробью.  Все люди перепугались, - рассказывает  Николай Баранцев, бригадир маршрута «Улан-Удэ - Татаурово».

По данному факту следователи проводят доследственную проверку. Николай считает это все происками конкурентов, которые пытаются отобрать у них маршрут.

В результате выстрелов, стекла были пробиты сразу в нескольких местах

Сколько стоит «крыша»?

Раньше маршрут «Улан-Удэ – Татаурово» начинался, как и все маршруты, двигающиеся в сторону Иркутска, на железнодорожном вокзале. С 2003 по 2013 год все маршрутчики платили с каждого автобуса в месяц около шести тысяч рублей. Но цена за место на парковке необоснованно увеличилась более чем втрое, и тогда Баранцев решил поменять место локации.

- Сейчас мы стоим здесь (выше железнодорожного вокзала, на парковке близ остановки. – Прим. ред.), потому что там большая плата взимания за аренду вокзала, «крышу». Около 20 тысяч с одной машины берут. У нас всего 10 машин, в день работают 6. В эту цену входят безопасность, налог на лицензию. Перевозчикам деваться некуда, и они вынуждены платить скрипя зубами. Ведь у многих кредиты на эти машины. Хотя касса там нелегальная, - объясняет Николай. – С нами и раньше  хотели подписать договор под 18% и затолкать через кассу, но ведь я по закону могу работать напрямую по системе «водитель - пассажир». Почему я должен кому-то платить?

По словам Николая, практически всеми маршрутами заправляет директор ООО «Кабанск-Авто». Мы обратились к руководителю этой организации за комментарием.

Странная ситуация

- Да ни с кем не заключен договор. У нас есть паспорт маршрута от железнодорожного вокзала, который выдал Минтранс. У нас есть автокасса – там платим аренду и всё, - говорит Дмитрий Дондопов, директор ООО «Кабанск-Авто».

Что за касса, куда поступают эти деньги и каковы конкретные суммы, директор озвучивать отказался, сославшись на коммерческую тайну.

Как ни странно, по опросам маршрутчиков, практически все они уверены, что оплачивают именно железнодорожному вокзалу. Там, в свою очередь, заявили, что их территория заканчивается лишь на цепях вокруг вокзальной площади.

Скандальный шлагбаум

Такое хлебное место уже давно не дает покоя многим. Вспомним хотя бы скандал с незаконным  шлагбаумом. Его то ставили, то убирали. Таксисты в один голос кричали – незаконно!

Напомним, на въезде сотрудники вручали квиток с указанием времени, который на выезде нужно вернуть. Там и подсчитали, сколько набежало. «25 минут бесплатно. Далее минута – 50 рублей».

Вскоре действия ОАО «РЖД» Арбитражный суд Бурятии признал незаконными. Шлагбаум пришлось убрать. Но через некоторое время красно-белое сооружение вновь ограничило выезд. Тогда дирекция вокзала сообщила журналистам, что у фирмы, которая обслуживает платную парковку и шлагбаум, есть законные основания и с ними заключен договор.

Немного странно, что ранее вокзал пытался отстоять шлагбаум, а сейчас его территория снова только «по цепям».

Чиновники недоумевают

Интересно, что и в министерстве по транспорту также не понимают, о какой кассе идет речь и кому платят перевозчики.

- Стоит отметить, по новому законодательству есть два тарифа – регулируемый и нерегулируемый. Но у нас на сегодняшний день нет маршрутов с регулируемыми ценами. Для нас главное, чтобы была транспортная доступность для населения. Это никем не предусмотренные платежи. Мы только через третьих лиц узнаем о каких-то кассах взаимопомощи, но они ничем не предусмотрены. Мы ничего от этой кассы не получаем. Никакая копейка от их сборов нам не перепадает, - говорит Леонид Осипов, председатель комитета по развитию транспорта, информатизации и связи.

Заглянем в кассу

«Информ Полис» выехал на железнодорожный вокзал, чтобы своими глазами увидеть, о какой же «золотой» кассе идет речь. На входе в вокзал слева простая деревянная дверь с надписью «Автокасса». Там небольшая очередь.

- До Иркутска, пожалуйста.

- Тысяча рублей. Багаж есть?

- Есть еще билеты? - другой голос.

- Маршрутка заполнена. Следующая через два часа.

Протискиваемся через толпу. За кассой хрупкая девушка, немного уставшая от постоянных расспросов. Пытаемся выудить у нее хоть что-то.

- Я откуда знаю, чья касса? Я просто здесь сижу и билеты продаю, - дерзко отвечает кассир.

Нам, к сожалению, не удалось найти «сборщика кассы». Какая же  мистическая сила гребет каждый месяц деньги лопатой? Выходим на улицу. Время около пяти вечера. На вокзале стоят около 15 маршрутных такси. Люди торопятся занять лучшие места, рядом стоят и курят водители. 

Невольно в голове начинаем подсчет. Сколько же имеет «мистер Икс»? Сейчас 15 маршруток, некоторые уже уехали, кто-то сегодня не вышел на маршрут, но все они оплатили место в этом месяце.  Допустим, 20 - 25 маршрутов ежемесячно платят по 20 тысяч рублей. За месяц «мистер Икс» получает 400 – 500 тысяч. В год выходит около 6 млн рублей. За такой доход, видимо, и длится маршрутная война. В последней «битве» пассажиры не пострадали только чудом.

Автор: Эльвира Хазагаева

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях