Азия
4658

Как трансформировались дипотношения между СССР и Монголией

Почему Монголия стала парламентской республикой и как принимали Конституцию в МНР

Председатель Совета Министров МНР Х.Чойбалсан передает танковую колонну "Революционная Монголия", построенную на средства монгольского народа, в дар Красной Армии в районе города Нарофоминска Московской области. 12 января 1943 г.

Эта статья завершает серию публикаций об истории дипломатических отношений СССР и Монголии, которую представляет калмыцкий ученый Ольга Джагнева. Читатели могут ознакомиться с текстами первой и второй частей. 

Монгольские историки

Некоторые представители монгольской исторической науки считают, что «СССР и Коминтерн оказали на Монголию давление с тем, чтобы она сворачивала торговлю с другими странами, прокладывая таким образом дорогу к зависимости Монголии от экономики Советского Союза»

Однако в этом плане нельзя назвать советскую политику последовательной и прямолинейной. Так, СССР не только не ставил перед МНР никаких препятствий в деле создания новой, современной экономики, экономических институтов, которых не знала феодальная Монголия, а напротив, оказал необходимую помощь в создании финансовой системы, железнодорожного транспорта и т.д.

При остром недостатке собственных финансовых средств Монголия не могла организовать свое собственное банковское дело, поэтому созданный в стране торгово-промышленный банк был сформирован при участии российского капитала. Торгово-промышленный акционерный банк, учрежденный в июле 1924 года, стал первым в истории Монголии банком. СССР не воздвигал никаких барьеров в создании монгольской национальной валюты, выпущенной в оборот в 1925 году. Банк и национальная валюта стали существенными признаками государственного суверенитета новой Монголии.

Вместе с тем основания у Москвы относительно усиливающегося влияния на Монголию со стороны других государств были отнюдь не беспочвенны и вызывали естественное беспокойство, поскольку оно было чревато дестабилизацией российско-монгольских торговых отношений. В течение 1923  - 1924 годов Ургу не один раз посетил военный атташе США в Пекине, новый консул в Калгане (Китай) Э.Ф. Стентон, что вызвало вполне понятное неудовольствие России. Есть также данные о том, что, как только власть в Урге перешла в руки революционного правительства, Япония обратилась к Китаю с заявлением о том, что, «если Китай не способен навести порядок во Внешней Монголии, эту задачу возьмет на себя Япония».

Военное сотрудничество

Дальнейшая история отношений между СССР и МНР складывалась так, что Советский Союз, с одной стороны, подталкивал Монголию к проведению преждевременных экономических преобразований социалистического типа, что пагубно отразилось на монгольской экономике и на отношении к СССР со стороны монгольского населения. А с другой - прилагал все необходимые усилия для сохранения и утверждения государственной независимости МНР. В связи с напряженной обстановкой в мире в целом, агрессивной политикой империалистических держав, вызреванием предпосылок к возникновению Второй мировой войны выдвинули на первый план военно-политическое сотрудничество. Для МНР это было жизненно важно, так как только советский военный щит мог служить и действительно служил гарантией от захвата ее либо Китаем, либо Японией.

После подавления китайской революции 1924 - 1927 годов гоминьдановское правительство во главе с Чан Кайши активизировало враждебную политику по отношению к МНР и угрожало уничтожить независимость Монголии, прибегнув к военному насилию. Однако активизация политики Японии на Азиатском континенте, в том числе в отношении Китая, непростая внутренняя обстановка удерживали китайские власти от решительных шагов в этом направлении.

 Известно, что страны мира различаются в оценке угроз национальной безопасности и степени их опасности. Но особенно уязвимыми становятся перед лицом военной опасности малые, слаборазвитые страны, что вынуждает их искать защиты у более сильных государств, в первую очередь у своих соседей. Сказанное в полной мере относится к отношениям между Советским Союзом и МНР и объясняет их союзнический характер на всем протяжении советско-монгольских отношений.

Когда международные условия сделали возможным вывод частей советских войск с территории МНР, находившихся там по просьбе монгольского правительства, в его ноте по этому поводу говорилось следующее: «Отныне народы Союза и нашей республики связаны неразрывной общностью судьбы, интересов и великих идей подлинного народовластия... Народ и правительство нашей республике твердо верят в помощь Союза и Красной Армии, если, паче чаяния, наступят условия, аналогичные с теми, которые наблюдались в 1921 году».


Монгольская делегация в Москве. 1936 год

Влияние СССР

Влияние Советского Союза на Монголию происходило и по другим каналам. Одним из них было влияние на формирование государственного строя МНР. Так, большим событием в Монголии было принятие первой Конституции и провозглашение ее народной республикой первым Великим Хуралом (монгольский парламент) 25 ноября 1924 года в 16 часов 17 минут. Текст Конституции разработан специально назначенной для этого комиссией, возглавляемой тогдашним премьер-министром страны Б. Цэрэндоржем. Разработчиками за образец была принята Конституция СССР. Но при этом были учтены трехлетний опыт работы монгольского правительства и принятые им за время нахождения у власти законодательные акты конституционного характера. Все это вместе взятое дало основание установить в Монголии в конституционном порядке республиканский строй. Известные монгольские ученые Ж. Болдбаатар и Д. Лундээжанцан в своем совместном труде «Историческая традиция Монгольского государства и права» отмечают наличие в Монголии благоприятных условий для принятия Конституции, отнеся к ним следующие обстоятельства:

• 20 мая 1924 года скончался духовный правитель Монголии Джебзун-Дамба хутухта (Богдо-гэгэн), глава Монгольского государства. Оппозиционных сил, которые могли бы выступить против формирования нового правительства, тогда не было.

• 31 мая того же года СССР и Китай договорились о принципах урегулирования нерешенных вопросов между СССР и Китайской Республикой, включающих положение о том, что СССР признает Внешнюю Монголию неотъемлемой частью Китайской Республики и уважает суверенитет Китая над ней.

 Встревоженные этим обстоятельством монгольские руководители, разделявшие национально-демократические взгляды, постановили: провозгласить независимость Монголии как государства с республиканским правительством и довести это до сведения всего мира. 3 июня 1924 года президиум ЦК МНРП постановил учредить в Монголии республиканское правление. А 7 июня уже пленум ЦК МНРП постановил провозгласить Монголию народной республикой без президента, в которой власть принадлежит Великому Хуралу и избранному им правительству.


Герой Советского Союза, летчик-истребитель капитан А.И.Майоров в кабине самолета эскадрильи “Монгольский арат”, построенной на средства трудящихся Монголии. белорусский фронт, 24 июля 1944 г. 

 Таким образом, Монголия выразила протест против политики СССР, который сначала признал ее независимость, а потом принял альтернативное решение, признав ее частью Китайской Республики. И хотя сразу выяснилось, что решение это было чисто формальным (не был денонсирован договор от 5 декабря 1921 года, дипломатические отношения России и Монголии продолжали развиваться), в 1990-х годах эта проблема снова широко обсуждалась в определенных политических кругах монгольского общества. Их представители приводили данный факт в качестве аргумента, доказывая враждебный настрой советской стороны в отношении Монголии. Не вдаваясь в подробности этой проблемы, заметим, однако, что информация о новой позиции России в отношении независимого статуса Монголии, значительно ускорила принятие Конституции и провозглашение Монгольской Народной Республики. Однако до сих пор в Монголии время от времени вспоминают о таком решении советского правительства, согласившегося признать его частью Китая. Попытки доказать необходимость такого поступка ссылками на возможную агрессию в противном случае со стороны Китая в отношении МНР обычно в расчет не принимаются.

 В настоящее время, когда в стране многими переоценивается значение внутренней политики МНР, в том числе ее законодательных актов, «схожих с советскими», более объективным представляется мнение президента Монголии Нацагийн Багабанди. Он высказал его в обращении к народу по радио и телевидению по случаю 78-й годовщины со дня принятия первой конституции и провозглашения Монгольской Народной Республики.

«Текст Конституции неоднократно изменялся на протяжении последовавших десятилетий, но одно в нем оставалось неизменным - сохранение республиканского правления. Идеи первого Великого Хурала, заключавшиеся в том, что он ставил задачу единодушно и сплоченно общими силами защищать республиканский строй (засаглал) изнутри и путем дружбы с внешним миром всегда защищать основы государственности, которые вобрала в себя Конституция, бесценны и в настоящее время, имеют непреходящую ценность», – заявил тогда президент Монголии.

Автор: Редакция INFPOL.RU

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях