Китай
19037

Как бурятские «кэмелы» зарабатывают в Маньчжурии

Многие жители республики теперь едут на заработки не в Корею, а в Китай

Фото: russianstock.ru

Зарабатывают провозом товара из Китая жители Бурятии давно. Но нынешний затянувшийся кризис заставил многих увеличить армию «кэмелов» в Маньчжурии. Кто и почему пополняет их ряды?

Напомним, что еще в лихие 90-е жители близлежащих районов приграничного поселка Забайкальск выезжали на заработки в соседний Китай. Во времена тотальной безработицы, невыплаты зарплат заработать «живые» деньги могли так называемые «кэмелы». Это английское слово означает «верблюд» и как нельзя лучше передает суть такого заработка. В стужу и зной желающие подзаработать стояли в очередях, ожидая «спасителей»-китайцев, чтобы провезти на себе их нехитрый товар. Так можно было заработать хотя бы на дешевую одежку для детей, самим приодеться, оставалось даже на хлеб с маслом. История повторяется сейчас. Но сегодня ситуацию с безработицей усугубляют долги по кредитам.

Нет денег на Корею

Никого уже не удивить рассказами о земляках, уезжающих в далекие края на заработки. Для мужчин в расцвете сил это Ямал, Сахалин, Приморье. Многие едут туда, чтобы заработать денег, а потом рвануть гастарбайтерами в Южную Корею. Ведь для того, чтобы добраться до «корейского рая», необходимо иметь (найти, занять, взять в кредит) более 50 тысяч рублей. И если все же удалось выехать и заработать, то эти люди считаются настоящими счастливчиками. А что если таких денег на билет нет? Или не хватает сил и здоровья на тяжелый физический труд? Остается соседний Китай. Точнее, работа человеком-«верблюдом» или «кэмелом» в приграничной зоне. В народе даже родилась горькая шутка: шадалтай хун Корея ошоно, шадал угы хун Маньчжурия ябана (у кого есть силы, едет в Корею, у кого нет сил — в Маньчжурию).

Ближе и привычнее

Нам удалось поговорить с человеком, который занимается провозом товаров через границу второй год. По его словам, «кэмел» — профессия. Как и в любой другой, здесь есть своя специфика, трудности, уровень оплаты и т.д.

Многие скажут, что ничего нового в этом не видят. Мол, и раньше выезжали люди, чтобы приодеться. А вот чтобы «отбить» поездку, питание, проживание, брали чужой товар за деньги. Но это далеко не так, считает Бато (имя изменено).

— Современный «кэмел» живет месяцами на границе. Имеет по два заграничных паспорта, у него налажена сеть «поставщиков», и зарабатывает он примерно по пять тысяч рублей в сутки, — признается Бато.

Сразу возникает вопрос: откуда взялась такая сумма? Дело в том, что после того, как курс рубля ослаб по отношению к юаню практически в два раза, для китайцев стало выгодно вывозить российские товары. Получается, что «кэмел» вывозит товар из Китая и обратно. Отсюда и двойная оплата. Но обо всем по порядку.

Необходимы вложения

Начнем с того, что для многократного перехода границы необходимо сделать так называемую мультивизу сроком на один год. Стоит такая виза 12 700 рублей и делается две недели. Как только в руках появляется заветный паспорт, человек может проходить госграницу бесчисленное количество раз. У профессионалов имеется сразу два загранпаспорта, чтобы документ не становился «грязным» от печатей. Это означает, что проверяющие могут запретить выезд или въезд, если штампов будет много.

Для тех, кто давно варится в этом котле, больших трудностей с «поставщиками» и «заказчиками» не бывает. Все друг друга знают, китайцы предпочитают работать с проверенными «кэмелами». За много лет образовалась целая сеть, есть даже свои посредники. Но с наплывом желающих конкуренция выросла в несколько раз. Так что новичкам в первые месяцы приходится туго.

Что и за сколько вывозят?

Ассортимент вывозимого из Китая товара не меняется на протяжении многих десятков лет. Как правило, это всякий ширпотреб, одежда, обувь, мебель, бытовая техника, автозапчасти и т.д.

— Каждый человек имеет право провозить до 50 кг товара. Цена за провоз зависит от сезона. К примеру, в сентябре и октябре за один килограмм платили до 90 рублей. Вот и получается, что за один проход «кэмел» получает по 4000 рублей, — открывают секреты заработка люди«верблюды». — В ноябре и до начала новогодних праздников цена за килограмм установилась в районе 50 рублей.

Они надеются, что в скором времени цена поднимется. Интересно, что товар из России оценивается в два раза дешевле. Китайцы в больших количествах вывозят из нашей страны сигареты, сладости, мучные изделия, консервы, мороженое. Однако порой доказать, что товар вывозится не для коммерческих целей, сложно и можно нарваться на штрафы.

Издержки и трудности

Как и в любом деле, у «кэмелов» есть причины для беспокойств. Каждый проход границы оборачивается настоящим стрессом. На российской стороне ему нужно доказать, что груз они везут исключительно для личных целей, а не на продажу. Для этого имеются свои уловки. К примеру, многие возят с собой справку о составе семьи. Чем больше в справке записано членов, тем лучше. «Кэмел» должен знать о «происхождении» каждой вещи. Где, за сколько и кому куплен тот или иной товар. Но это происходит не каждый день. Как и у любого госслужащего, у таможенников есть свои месячные планы по отлову контрабанды. И если «кэмел» попал именно под этот план, то на него составляют протокол правонарушения. Задержанный товар либо отправляется на склад, чтобы потом его могли забрать, заплатив небольшую сумму, либо, при самом плохом раскладе, товар идет как конфискат, а значит, груз уже не увидишь. Придется отрабатывать, а зачастую провозить товар бесплатно в счет долга.

Питание и проживание

Как правило, многие «кэмелы» расселяются группами в дешевых гостиницах. Сутки стоят 200 — 300 рублей. Минус в том, что в таких дешевых хостелах нет кухни, где можно приготовить обед или ужин. Приходится питаться в местных кафе и закусочных. Цены в Китае выросли на всё, в том числе на еду. Поэтому в день в среднем тратят 400 — 500 рублей.

— Здесь очень много женщин в возрасте, бабушек, которые едут сюда на заработки от безысходности. Представьте себе, как тяжело тащить на себе 50 кг и спать на скамейках, постоянно находиться в состоянии стресса и ожидания. Терпеть все тяготы такой жизни долгое время могут не многие, — предупреждает бывалый «кэмел».

Из-за высокой плотности потока машин что в Маньчжурию, что в Забайкальск «кэмелам» приходится по много часов сидеть в машине, дожидаясь очереди. Порой ожидание может продлиться целый день и даже сутки. Проходящие границу часто удивляются тому, что люди спят прямо на полу, расстелив верхнюю одежду. Но это неизбежные издержки работы «кэмела».

История Бато

Молодой человек, который поделился с нами информацией на условиях анонимности, согласился рассказать свою историю о том, что привело его в ряды «кэмелов». Она типична для всей Бурятии. У Бато жена и трое детей. Супруга сидит дома по уходу за ребенком. Когда молодая семья купила дом, часть заплатили из средств материнского капитала. Родители помогли с ипотекой, тогда жена еще работала. Сам Бато работал в котельной, так как без высшего образования на высокооплачиваемую работу нигде не берут. Все было относительно хорошо, но грянул кризис. Бато уволили, а в это время родилась третья дочь. Чтобы прокормить семью и платить ипотеку, Бато решил поехать в Китай. И это решение оказалось верным. За два с небольшим года он умудрился погасить все кредиты, обставить дом мебелью. Дети обуты и одеты, еще он умудряется помогать родным и близким.

— Работа непростая, но в наше время по-иному нельзя. Каждый крутится, как может. Иначе никак, — заключает Бато.

Автор: Владимир Петров

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях