Руководитель студии Вячеслав Березовский рассказывает о своем любимом деле.
Архитектура или дизайн
- Я занимаюсь дизайном лет 13, еще со студенчества. Окончил ИрГТУ по специальности «Архитектура». Программа подготовки была та же, что и у дизайнеров, только более углубленная. Проще говоря, могу быть архитектором и дизайнером одновременно. Тем не менее пришлось выбирать, - говорит Вячеслав.
Проработав архитектором год, он понял, какая это рутинная работа.
- Ничего в ней творческого нет. Тебе просто дают определенные требования, под которые ты должен выполнять всё так, чтобы вышло максимально дешево. Так в наше время строят. А серьезные творческие самостоятельные проекты нужно нарабатывать годами. К примеру, мой начальник, считавшийся в своем деле мэтром сибирского региона, до таких проектов рос 30 лет. И все равно ему приходилось заниматься рутиной. То есть путь до самовыражения в архитектуре гораздо дольше. Дизайн мне больше по душе, - отмечает он.
По своим правилам
Идея об организации своего дела выросла сама собой. Вячеславу не нравилась общая система, поэтому хотелось создать свою, устанавливать свои правила и жить по личным философским взглядам. Такой способ самовыражения давал определенную независимость. При этом не надо думать, что в дизайне все сплошь свобода и творчество, тут тоже есть свои ограничители: нормы, тенденции, правила. Может обратиться «старый» клиент и на полном доверии попросить сваять что-нибудь на свой вкус, а может обратиться клиент, с которым дизайнеру придется быть просто инструментом.
- Самое главное - любить свою специальность, жить этим, - уверен Вячеслав. - Бывает, люди относятся к своей работе и к клиенту просто как к кошельку. Тогда все скатывается исключительно в зарабатывание денег, в грубое ремесло. Бывает, люди витают в облаках и думают: я художник, я самый крутой, я выдаю наиболее лучший продукт. Такие грани хороший специалист должен обходить стороной. Дизайн – наука определенная, постоянно нужно ездить, смотреть и обучаться. И пусть я не всегда могу позволить себе съездить в Европу, в ту же Москву, все равно откладываю на это деньги. Есть нормы и правила мирового дизайна, на них и равняюсь. Это то, что касается дизайна интерьеров, но мы не только им занимаемся.
Фирменный стиль
Еще студия VB GROUP занимается брендированием – созданием фирменного стиля. Это уже специальность графического дизайнера, быть которым не проще, чем дизайнером интерьеров. Тут Вячеслав считает себя самоучкой: смотрел видеоролики в сети, изучал графические программы, наблюдал тенденции. Да и архитектурно-дизайнерский опыт пригодился, все сработало в одну копилку. Один из первых крупных проектов – всем известный гастроном-холл «Спутник».
- Ну а дальше… Мы не выделяем основную направленность, а подходим комплексно. Приходит клиент, к примеру «Промгражданстрой». Заказывает у нас общественный дизайн. Мы делаем его и сразу же в пакете фирменный стиль и логотип, и все под это подвязывается. Потому что если бы логотип делал другой дизайнер, нам пришлось бы подстраивать под него офисный дизайн. Он же должен соответствовать фирменному стилю. В таком случае подстраиваешься под кого-то, а мы так не любим. Мы любим сами весь продукт выдавать, воплощать его целиком.
Класс «премиум»
И поэтому в студии появилось третье направление – декоративные материалы. Произошло слияние компаний VB GROUP DESIGN STUDIO и ШОУ-РУМ DECOROOM. Любой проект можно полностью укомплектовать дизайнерскими материалами.
- Приходит клиент, мы делаем для него дизайн-проект. И он, если хочет, заказывает у нас комплектацию материалами. Мы работаем дилерами с заводами по дизайнерскому продукту. Это совсем не то, что продается в обычных строительных магазинах, у нас все предусмотрено для ценителей качественных вещей. Мы продаем исключительно премиум-продукт. То есть, если на автомобильном рынке представлена, к примеру, «Лада Калина», мы будем продавать «Тойоту Камри», «Лексус», «Мерседес». Есть бизнес-класс, есть класс «люкс», цена, соответственно, разная. В то же время любой работающий человек может найти у нас под разный кошелек хорошее качественное и компромиссное решение. Для того мы есть, - делится мыслями руководитель студии.
Я продаю
Дизайнеры, которые сейчас работают в компании, так же как и Вячеслав, раньше работали самостоятельно. Но это совсем не значит, что за каждым из них пришли свои клиенты. Быть дизайнером и продавать себя – немного разные категории деятельности. И хотя у студии есть свой поток клиентов, он все равно не обеспечивает полный оборот.
- Я же не просто дизайнер и руководитель студии, я еще и менеджер. Моя работа, кроме всего, заключается в том, что я продаю. Нужно уметь продавать себя: преподнести правильно, объяснить, почему этот проект может стоить таких денег, а тот проект других. Тут самое главное - быть лояльным к своему клиенту: продаешь ты ему что-нибудь или делаешь дизайн, ты должен сделать это максимально выгодно для него и, таким образом, заработать. А не так, что к тебе пришли, ты сделал какие-то бешеные накрутки, потом сделал бешеную скидку и все – клиенту кажется одно, а по факту выходит другое. У нас абсолютно не так. Все есть в интернете, московские цены совпадают с нашими. Это очень выгодно. Клиенты видят, что их не обманывают и предоставляют качественную услугу. Поэтому они к нам хорошо относятся.
Зарплата без компромиссов
- Сегодня мои сотрудники – дизайнеры, которым я доверяю и к мнению которых прислушиваюсь. Я ценю своих людей. Они работают у меня уже четыре года, а это немаленький срок в нашей специальности. И в кризис мы на ногах устояли, у нас даже рост пошел именно за счет качества услуг. Все до мелочей прорабатываем. В кризис мы ничего и не чувствовали, работали как работали, делали свое дело. Зарплата у нас такая, что мои конкуренты вряд ли смогут ее потянуть. У всех, кто занимается бизнесом, случаются времена, когда выручка не покрывает расходы на зарплату. У меня построено так, что я могу взять свою зарплату и раскидать ее на сотрудников. Мои люди в любом случае должны четко получить заработную плату, и в этом никаких компромиссов нет. Для них самое главное - бескомпромиссно выполнять задачу, которую я им поставил. Если не успел, есть суббота-воскресенье, можно остаться на ночь, но надо сделать. А с моей стороны зарплата будет в любом случае, хоть с кредитной карты, - говорит Вячеслав Березовский.
Настоящий руководитель должен делать так, считает руководитель. Тогда коллектив будет верен компании.
- Когда рост идет, у нас и зарплаты растут соответственно. Тем более у меня такая система, что каждый работающий человек может всегда заработать больше, просто делая больший объем работы. А таким объемом я обеспечу, дизайнеру не придется заниматься продажами. Поэтому у меня работать выгодно. Я бы и сам занимался только дизайном в свое удовольствие и получал хороший оклад, если бы у меня был такой дядя-начальник, как я, - смеется директор студии.
Работа дизайнера требует академической базы. И учиться нужно шесть лет, а не на курсах прикладного мастерства. Дизайн - это наука, уверен Вячеслав.
Изначально вложено для организации студии: 300 тыс. рублей
Окупаемость: 2 - 3 месяца
Объемы индивидуальны, в среднем 2 - 3 проекта в месяц
Средняя стоимость пакета проекта – 100 тыс. рублей (разработка дизайна, подбор материалов, консультации, объяснения строителям, визуализация, чертежи)
Минимальная стоимость проекта – 60 тыс. рублей.