Депутат Госдумы от Иркутской области прокомментировал возможное решение о запрете вылова омуля на Байкале. Михаил Щапов назвал его «поспешным» и «плохо проработанным». По мнению парламентария, местные жители, лишившись права на добычу рыбы, могут остаться без средств к существованию. Речь идёт о более чем 15 тысячах человек.
Чтобы избежать подобных последствий, депутат предлагает перенести срок запрета на год и дать властям Иркутской области и Бурятии возможность подготовиться и разработать комплекс мер по поддержке рыболовов. Как сообщает «Федеральное агентство политических новостей», Михаил Щапов уже направил соответствующее письмо в Министерство сельского хозяйства России.
Депутат рассказал, что во время личного приёма к нему обратились жители Ольхонского района Иркутской области. Люди боятся потерять законный заработок после введения «рыбного табу». Напряжённость в Ольхонском и Слюдянском районах растёт ещё и потому, что письменный документ о запрете на вылов пока не опубликован.
Вместе с тем, по словам Щапова, байкальский омуль является одним из символов озера и его полное исчезновение станет катастрофой для региона – как с точки зрения экологии, так и экономики. Депутат Госдумы уверен, что в ситуацию с воспроизведением рыбы нужно немедленно вмешаться, однако запрет на её добычу уже со следующего года является поспешным.
- Рисковать судьбами людей в такой ситуации я считаю неприемлемым, – цитирует его «Федеральное агентство политических новостей».
Другого пути нет
Ситуацию, сложившуюся вокруг байкальского эндемика, специалисты ещё в прошлом году охарактеризовали как аномальную. Численность омуля тогда резко сократилась: в реки нерестовая рыба зашла позже почти на месяц и к тому же стала крупнее, старше и медленнее.
В разгар нереста, когда рыба должна мчаться косяками, она просто стояла или уходила на дно. Такое «отклонение» специалисты замечали последний раз около 30 лет назад. Но и тогда назвать причины оказалось сложно. Вопрос популяции численности омуля взяли под контроль республиканские и федеральные структуры. А учёные даже заговорили о запрете на вылов на пять лет. Впрочем, как сообщали в начале октября СМИ, мораторий может растянуться и на более длительный срок.
На минувшей неделе активист ОНФ и депутат Госдумы Николай Николаев рассказал, что запрет вступит в силу уже со следующего года и продлится до 2019-го.
- Я направил запрос в правительство России по этому вопросу и получил ответ от Росрыболовства. В нём сказано о введении такой меры, – пояснил Николаев в интервью ТАСС.
Он также призвал власти регионов сосредоточиться на помощи гражданам, которые могут пострадать после введения ограничений.
- Конечно, мы будем держать на контроле ситуацию, связанную с поддержкой населения и с тем, чтобы люди не оказались в безвыходном положении, – подчеркнул депутат.
Парламентарий добавил: необходимо, чтобы региональные власти не запустили ситуацию с гражданами, которые не смогут работать из-за запрета на вылов омуля.
Отметим, табу коснётся всех видов квот – за исключением рыборазводных заводов и Госрыбцентра. Под ограничения, таким образом, попадут малочисленные народы и жители прибрежных зон. Будет ли им оказываться какая-либо поддержка – пока неизвестно. Напомним, на совещании в правительстве в мае министр сельского хозяйства Бурятии Даба-Жалсан Чирипов признал, что запрет на вылов омуля – мера вынужденная и что это может «ударить по промышленникам, но другого пути нет.
- В данных условиях полумеры ничего не решат. Наши промышленники, занимающиеся выловом омуля должны перепрофилироваться на другие виды деятельности, к примеру, на добычу нерпы или других видов рыб, – заявил министр. – Также на время запрета они могут заняться сельским хозяйством.