После окончания технологического института Олег Петинов прошел путь от слесаря до главного инженера объединения пищевой промышленности, заслуженного инженера Республики Бурятия.
Петинов работал главным инженером министерства пищевой промышленности республики в советское время. Как-то на проходную кондитерской фабрики обратился обычный деревенский мужик с незамысловатым предложением - «закатать» на аппаратах серу как ириски.
Санитарные требования не позволяли состояться ноу-хау, и просителю отказали.
Советский Союз распался, объединение ликвидировали. Однако то невероятное предложение взялся претворить в жизнь тот самый инженер. От получения сертификатов на лиственничную серу, заключения в институте питания РАМН до выхода на заграничные прилавки ушло более 5 лет.
«От сохи»
Бывший инженер бурятского пищепрома Олег Петинов уже в восемь часов утра «кипит» на рабочем месте. Первым делом встречает свой коллектив на производстве, удостоверяется, что процесс отлажен, и далее пускается по делам. 65-летний руководитель успевает детям в их бизнесе помочь, с внуками поводиться и продвигать вперед дела своей фирмы «Ларикс».
- Предприниматели - это пахари, мало кто пришел в бизнес производства из номенклатурной интеллигенции, большинство, как говорится, «от сохи», - делится мнением руководитель производства лиственничной серы Олег Петинов.
Директор фирмы «Ларикс» ездит и сам договаривается о закупке коры лиственницы, следит за этапами своего производства, занимается поиском выхода на рынки за пределы Бурятии. На его небольшом предприятии пять дней в неделю трудятся три сотрудницы: технолог и две рабочие. Результат труда красуется голубыми этикетками на прилавках магазинов Улан-Удэ, Читы, Иркутска, Санкт-Петербурга, Москвы.
- Более всего удивились привычной для нас сере москвичи: «Что это? Разве это можно жевать?» - вспоминает Петинов о своей командировке в РАМН со столичными экспертными представителями.
Тогда, в 2006 году признанные медицинские кадры испытали сибирский натурпродукт опытным путем и выдали своё заключение о его безопасности. Это был поворотный момент для сибиряков, кто привык покупать ароматную серу, скатанную в колбаски у бабушек на остановках. В Бурятии появился первый человек, поставивший изготовление лиственничной жвачки в производственное русло.
- Продвигать известный издревле полезный продукт оказалось делом нелегким. Мало кто знаком с серой, и на западе она пока не особа популярна, - рассказывает Олег Александрович.
Здоровья сила
Тем не менее народ лиственничной сере предписывает целебные свойства. Она известна как действенное вяжущее, противовоспалительное средство, обладающее к тому же ранозаживляющим свойством. В своём составе содержит уникальные кислоты, известные своим профилактическим и противовирусным средствами.
- Сера, разумеется, полезнее жевательной резинки, поскольку является натуральным продуктом, - говорит Георгий Манашев, доктор медицинских наук, заведующий кафедрой-клиникой ортопедической стоматологии. - Серу полезно жевать 15 минут после приема пищи. Это хороший способ очистить полость рта от остатков еды. Также серу можно жевать и до еды - для того, чтобы запустить работу желудочно-кишечного тракта.
Многие отмечают устойчивое устранение неприятного запаха изо рта в результате жевания серы, иммуномодулирующий эффект делает смолу лиственничную незаменимым средством в период эпидемии гриппа и других вирусных инфекций. Кроме своей противовирусной активности, она укрепляет кровеносные сосуды, а кому-то помогает справиться с тягой к курению и чрезмерным аппетитом.
Сегодня сера лиственничная «Ларикс» известна и москвичам, и заграничным потребителям. Отрадно, что от реализации за пределами Бурятии наш земляк пополняет и налоговые отчисления и, соответственно, старается повысить материальное благосостояние республики.
- Кстати, над брендом для серы лиственничной долго думать не пришлось. Ларикс в переводе с латинского - лиственница, - рассказывает о своей продукции в голубых обертках Петинов.
Поле непаханое
Сырье для своего предприятия Петинов забирает с пилорам и лесопроизводств. Именно бесхозные, невостребованные ресурсы помогали находчивому предпринимателю и ранее. После распада СССР Олег Петинов первым в республике организовал производство жидкого диоксида углерода и сухого льда на базе Николаевского спиртзавода.
- До нас газ закупали у соседей, а собственный уходил в атмосферу - на «выброс», тем самым загрязнял окружающую среду, - вспоминает Петинов.
В результате предприниматель наладил сбыт с предприятиями, для которых углекислота необходима для высококачественной сварки и в производстве безалкогольной продукции. Заказчиками Петинова стали такие предприятия, как ЛВРЗ, ЗММК, «Бурятферммаш», судостроительный и авиационный заводы, Новобрянский механический завод, завод «Аквабур», «Читинские Ключи» и многие-многие другие.
- Деньги лежат у нас под ногами, вариантов для предпринимателей поле непаханое, - доказывает на опыте собственной жизни Олег Александрович. - Просто подумайте, сколько всего у нас либо не используется, либо вообще считается мусором. Сера лиственничная и углекислота - это вторичное сырье, а основное сырье, которым располагают Бурятия и Забайкалье, - это вся таблица Менделеева.