Байкал
3621

Возможен ли умный город на Байкале?

Иркутский экономист Андрей Ринчино предложил свои идеи использования Байкальской гавани

Последние новости об особой экономической зоне (ОЭЗ) на Байкале неутешительны. Минэкономразвития России и правительство Бурятии согласовали закрытие, а именно снятие этого статуса при сохранении всей туристической инфраструктуры.

Как ее оптимально использовать — над этим власти ломают голову. Появились версии о том, что столь дорогостоящий объект, куда вложены миллиарды, «скинут» на тощие бюджеты района и поселений. Что думают об этом экономисты?

О земле и больших деньгах

— Основная причина, по которой правительство Бурятии хочет передать землю ОЭЗ на уровень поселений, простая: после её включения в эту категорию земель на ней якобы будет возможно продолжение строительства. Однако это не совсем так: территории ОЭЗ относятся к землям особо охраняемых территорий и объектов (НЕ природных территорий). Для того чтобы строительство стало возможным, необходимо внести изменения в постановление 643 правительства России, которое сейчас делает исключение для земель ОЭЗ, но не делает такого исключения для земель сельских поселений, — говорит экономист из Иркутска Андрей Ринчино. — То решение, которое лоббируют региональные власти, на самом деле довольно опасно для Байкальской природной территории. Поскольку под это безусловно благое начинание можно будет вытащить под строительство туристических объектов всё побережье Байкала. Если в двух словах, то речь идет о земле и о больших деньгах.

Между тем в России уже есть пример того, как можно удачно использовать «Байкальскую гавань».

Это Иннополис — самый новый город России, построенный в Татарстане. Новый город спланирован архитекторами из Сингапура и рассчитан на 150 тысяч жителей. Лучшие математики и программисты приехали сюда со всей страны. Только в университет конкурс — более 100 человек на место. Подобный город-спутник может появиться и в Бурятии.

«Байкальская гавань»: второе дыхание

Суть проекта — в создании на основе готовой инженерной инфраструктуры ОЭЗ научно-образовательного и технико-внедренческого комплекса. В него войдут Национальный университет, исследовательский центр «Институт Байкала», площадки исследований и разработок в области микроэлектроники, робототехники и биофармацевтики, кампусы IT-компаний. Условно назовем проект «Федеральный научно-образовательный инновационный центр «Байкальский Иннополис» (ФНОИЦ «БаИ»). По сути, речь идет о строительстве нового города по технологиям XXI века.

Основное преимущество проекта «БаИ» — его уникальное месторасположение. Две трети береговой линии озера Байкал проходят по территории Бурятии. Глобальное значение озера Байкал, объекта Всемирного
природного наследия UNESCO с уникальной эндемичной флорой и фауной, хранящего в себе свыше 20% мирового запаса пресной воды высшего качества, хорошо известно. В этой связи как нельзя лучше выглядит концепция создания крупного научно-гуманитарного центра на Байкале.

Национальный университет

Ядром центра должен стать университет. Создание объединенного национального университета на базисе ряда действующих вузов Бурятии назрело давно. Только создание объединенного университета и повышение его статуса до национально-исследовательского или федерального позволит создать конкурентоспособное ядро для модернизации республики.

Восточная Сибирь и Дальний Восток сегодня как средоточие социально-экономических проблем и противоречий резко контрастируют с быстроразвивающимися соседями в Азии. Под боком ряд крупнейших экономик мира — Китай, Япония, Индия, Южная Корея, Тайвань, Сингапур. Их совокупный ВВП — 15 трлн долларов и население около 3 млрд человек.

Это, по сути, неограниченный рынок сбыта образовательных услуг и наукоёмкой продукции. Крупный международный университет заметно изменит баланс сил в этом направлении, усилит российское влияние в регионе.

Немаловажно, что крупный университет, не уступающий ведущим российским вузам, может кардинально поменять ситуацию с оттоком талантливой молодежи из Бурятии.

Институт Байкала

Помимо университета в состав комплекса должен входить крупный федеральный исследовательский центр (ФИЦ). Условно назовем его «Институт Байкала». Основная его цель — преодолеть разрыв между фундаментальной и прикладной наукой, обеспечить полный научный цикл: от исследований в академических институтах до создания опытных образцов, которые можно предлагать для коммерциализации.

Важное преимущество «Института Байкала» — объединение ресурсов (различной ведомственной подчиненности) в единый центр. Это решает многие организационные и юридические вопросы.

Но самое главное — это концентрация большого количества творческих, образованных людей. Когда умные люди находятся рядом, когда они пересекаются в столовой, в спортзалах и на улице, они начинают разговаривать о чем-то новом. Именно так создана Силиконовая долина — крупнейший мозговой центр США.

Научный центр сможет объединить ныне разрозненные исследования по Байкалу, перевести их на качественно иной уровень, привлечь внимание мировой научной общественности.

Особое внимание следует обратить на исследования в области интегративной медицины с использованием рекреационных ресурсов региона, довести их до стадии разработки (лекарственных препаратов, методов
диагностики и лечения) и внедрения.

Благодаря деятельности «Института Байкала» Бурятия может стать своеобразным полигоном проведения интенсивной экономической политики, основанной на современных технологиях устойчивого природопользования, альтернативных энергетических технологиях, системах «умный» город (поселок, предприятие, дом).

Пояс малых предприятий

Для полноценного развития любого общества, региона или предприятия необходима связь теории и практики. Поэтому реальной основой «Байкальского Иннополиса» должны стать кластеры малых и средних предприятий. Кластер — это несколько предприятий, специализированных в определенном секторе производства и локализованных географически.

Идея создания в регионе пояса малых и средних предприятий, тяготеющих к шестому технологическому укладу, выглядит крайне перспективной. Здесь основные усилия необходимо сосредоточить в следующих областях:

  • био- и нанотехнологии;
  • вложения в человека, система образования нового уровня;
  • высокие гуманитарные технологии, повышение способностей человека и организаций;
  • новая медицина (здраворазвитие, восстановление здоровья);
  • робототехника, искусственный интеллект, гибкие системы «безлюдного» производства.

Строительство комплекса таких малых и средних инновационных предприятий, способных не только создавать опытные образцы, но и обеспечить их промышленное внедрение, позволит придать мощный импульс развития всей Бурятии.

Сильные инженерные школы, сохраненные на машиностроительных предприятиях Улан-Удэ: авиазаводе, приборостроительном объединении, ЛВРЗ и других, способны поддержать на первоначальном этапе данный процесс.

Долговременные эффекты

Если примут принципиальное решение о создании «БаИ», то через 7 — 10 лет в Байкальском регионе сформируется центр с уникальной предпринимательской средой, включающий в себя:

  • инфраструктуру получения глобально значимых знаний и новых технологий;
  • многоуровневую систему образования, обеспечивающую расширенное воспроизводство знаний на уровне передового опыта ведущих мировых университетов, а также генерацию качественного человеческого ресурса и вовлечение его в инновационную деятельность на территории Бурятии;
  • систему трансформации знаний в промышленные образцы, готовые массовые товары и услуги, обеспечивающую полный производственный цикл;
  • открытую и творческую среду, благоприятную для генерации востребованных идей.

Основа новой стратегии

Сегодня нам необходимы принципиально новые решения. Не очередные диалоги о путях развития, а конкретная программа технологического и социально-экономического обновления нашей страны и нашей республики. Например, пилотные комплексные модели «умных» городов, особых территорий, центров образования, исследований и разработок, имеющие особую ментальность, нацеленные на производство и распространение знаний и инноваций, приводящие к успешной конкуренции за таланты.

Не стоит забывать, что третья мировая война — война за технологии, война за «мозги» — уже началась, и мы проигрываем в ней.

Автор: Андрей Ринчино

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях