банки
2936

Бурятию накрывает волна банкротств?

Всё больше жителей республики расписываются в собственной несостоятельности

Фото: russianstock.ru

С соответствующими заявлениями в суд с октября 2015 года по май 2016-го обратилось около 70 человек. В ноябре их число возросло до 81, а сегодня в Бурятии насчитывается уже 88 потенциальных банкротов.  

При этом больше половины подобных дел – 57 – находится на этапе реализации имущества, а 31 человек проходят процедуру реструктуризации задолженности, отмечает сайт «FinZdor». Всего же в стране зафиксировано 21 284 дела о банкротстве физлиц. Свои долги списали лишь 1411 россиян. В Бурятии таковых пока менее десяти. 

Спасительный закон

Напомним, закон о банкротстве физических лиц  начал действовать в России с 1 октября 2015 года. Заёмщики, которые никак не могут выбраться из кредитной кабалы, ждали его несколько лет. В первом чтении документ приняли два года назад. В первоначальном варианте банкротом себя мог объявить человек с задолженностью от 50 тысяч рублей, потом эту планку «увеличили» до 300, а в итоговой версии закона – до 500 тысяч.

В Бурятии первый физический банкрот появился в мае. Им стал житель Улан-Удэ, который несколько лет назад попробовал организовать собственное дело – поставлять оборудование и технику для кинотеатров. Деньги – в общей сложности 7,2 миллиона рублей – начинающий бизнесмен взял под расписку у друзей. Но ему не удалось «отбить» даже вложенные средства. Когда предприниматель не смог вернуть долг, заёмщики подали иск в суд. Процесс затянулся на четыре года.

Закон о банкротстве физических лиц  стал для должника настоящим спасением. Прошение о признании своей финансовой несостоятельности мужчина направил в Арбитражный суд Бурятии ещё в начале октября 2015 года, а спустя неделю заявление приняли к производству. После завершения процедуры продажи имущества все долги с бизнесмена списали.

- Суд признал его банкротом 18 ноября, но на то, чтобы его признали добросовестным должником и простили долг, потребовалось пять месяцев, – рассказал тогда БМК адвокат Максим Козлов.

Единственное жильё – квартиру – оставили в собственности банкрота. Согласно закону, мужчина  в течение пять лет будет обязан сообщать о своём «статусе» всем, у кого захочет брать в долг,  в том числе банкам.  

Между тем, как сообщали в ноябре «Ведомости», новый закон ожиданий не оправдал. Механизм реструктуризации задолженности оказался неработающим, а в 80 % случаев инициаторами банкротства были сами кредиторы. Да и удовольствие это, как выяснилось, не из дешёвых. 

- Потенциальным банкротам не удаётся найти себе арбитражного управляющего, который будет вести их процедуру. Средняя сумма, которую они просят за сопровождение банкротства – около 100 000 рублей, – цитировало издание вице-президента торгово-промышленной палаты России Владимира Дмитриева.

Это подтверждают и последние данные «FinZdor».

- Стоимость банкротства для граждан по прежнему выше 150 тысяч рублей, часто за сопровождение процедуры просят более 200 тысяч. На торговой площадке личных банкротств средняя цена предложения в ноябре составила 64 539 рублей. Это средняя стоимость работы арбитражного управляющего, работающего без посредников. Остальное берут юристы-посредники, – отмечает сайт.

Волна схлынула

По мнению экспертов, люди не стремятся списывать свои долги именно из-за дороговизны и нежелания арбитражных управляющих участвовать в этом процессе за предусмотренное законом вознаграждение – 25 тысяч рублей. К тому же признание человека банкротом  не стоит считать поблажкой, после которой его жизнь начнётся с чистого листа.

Во-первых, согласно законодательству, имущество неплательщика описывается, а потом распродаётся. Нельзя забрать лишь единственное жильё, не взятое в ипотеку и участок, на котором это жильё расположено, а также предметы обычной домашней обстановки и обихода, личные вещи (одежду, обувь и т.п.) и имущество, необходимое для профессиональных занятий. Подробнее о «подводных камнях» банкротства можно узнать здесь.

«FinZdor» отмечает:  первая волна банкротств граждан, чьи долги исчислялись восьмизначными суммами, схлынула.  Когда начал действовать соответствующий закон, под него попадало около 600 тысяч человек. Сегодня, как уже отмечалось выше, в суде находится 21 284 таких дела, что составляет  3 % от количества людей, которые могут потенциально пройти эту процедуру. Списание долгов пока что нарастает небольшими темпами, а структура дел в судах говорит о крайней неэффективности «банкротной машины». 

- Из 6 519 дел по реструктуризации долга 2025 впоследствии перешли в стадию реализации имущества и всего 63 завершены списанием. Очевидно, что введение судом реструктуризации замедляет процесс финансового оздоровления. Гражданин платит кредиторам, но впоследствии всё равно лишается имущества, – пишет портал.

Автор: Артемий Иванов

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях