Авто
2702

Кто остался у руля?

Казалось бы, не так давно по нашим дорогам колесили «Истаны» и народ на остановках пытался протиснуться в эти малогабаритные автобусы. Но то время кануло в Лету и осталась только ностальгия

Если вспомнить, «маршрутки» появились очень вовремя, именно в тот момент, когда экономика разваливалась на глазах. Закрытие ПАПов и ГАПов, которые тогда обслуживали львиную долю пассажироперевозок, послужили толчком для развития частного бизнеса. Те, кто вышел тогда на маршруты, поняли, что в этой сфере можно неплохо заработать, и в 1995 году в Бурятии началось массовое паломничество в маршрутный бизнес. Многие продавали квартиры, дома и все ценности, чтобы вложить деньги в «маршрутки».

Чтобы как-то урегулировать вопрос хаотичного передвижения, постепенно водители стали объединяться в бригады. Наиболее авторитетные были выдвинуты на роль бригадиров. Со временем для удобства жителей стали меняться и схемы маршрутов, были введены определенные правила, в частности, появилось расписание маршрутов. Но, к сожалению, не все активисты подходили на роль руководителей. Когда на одних маршрутах один сменял другого, на других же все были довольны работой первопроходца.

Заметив, какой бешеной популярностью пользуются маршрутные такси, чиновники решили ужесточить контроль за частными перевозками.

Сначала 30 октября 2006 года вступает в законную силу постановление правительства РФ № 637. В новых правилах оговаривается и соответствие транспортных средств установленным национальным стандартам, и «Истаны» им не соответствуют. Таким образом, встает вопрос о том, что они должны быть сняты с пассажирских линий.

Постепенно и чиновники в регионах вносят свои дополнительные корректировки.

«1 января 2014 года было решено, что обслуживание регулярных автобусных маршрутов будет осуществляться серийными автобусами, отвечающими по назначению, конструкции, внешнему и внутреннему оборудованию техническим требованиям к перевозкам пассажиров и имеющими соответствующую запись в паспорте транспортного средства в графе «Одобрение типа транспортного средства». Эти изменения вносятся в соответствии с пунктом 3 статьи 1 закона Республики Бурятия от 23.12.2011 года № 2442-IV «О внесении изменений в закон Республики Бурятия об автомобильном и городском электрическом пассажирском транспорте в Республике Бурятия», - сообщает в декабре 2013 года УГИБДД по Бурятии.

За нарушение данных требований предусматриваются штрафные санкции: в отношении граждан в размере 3000 рублей (за повторное нарушение — 5000 рублей), а в отношении индивидуальных предпринимателей и юридических лиц — в размере 30 000 рублей.

Не на шутку испугавшиеся гонщики за легкой наживой постепенно сходят с трасс, и остаются только преданные своему делу перевозчики.

Конец эпохи «Истан»

Поправки в закон ставят окончательную точку в эпохе «Истан». С бурятских дорог исчезают малогабаритные «корейцы» и на смену приходят новые, комфортабельные автобусы большей вместимости. Не понимавшие ранее необходимость в замене автотранспорта жители теперь же оценивают повышение качества услуг, удобство и, главное, безопасность и комфорт.

Как некогда «Истаны» пришли на помощь во время кризиса, так и новая саморегулирующая организация (СРО), состоящая из водителей, берет на себя ответственность и показывает на личном примере, как должен выглядеть современный транспорт.

СРО начинает массовое строительство автовокзалов  в районах республики, чтобы в зимнее время люди не замерзали на улице в ожидании автобуса. Постепенно появляются автостанции на Мелькомбинате, Стрелке и железнодорожном вокзале.

Они же первыми устанавливают на автобусах спутниковую систему навигации ГЛОНАСС, что повышает уровень контроля и безопасности пассажиров. Также устанавливаются и тахографы.

В  40% автобусов уже установлены телевизоры, маршрутные такси постепенно оснащаются и точками Wi-Fi.  Но и на этом перевозчики не останавливаются.  Сейчас мы наблюдаем активную автоматизацию всех автокасс.

- Полным ходом идет установка терминалов в районах нашей республики, чтобы пассажиры имели дополнительную возможность приобрести билет. На данный момент установлено 9 терминалов. До конца года закончится оснащение трех районов, - говорит Евгения Капорская, руководитель проекта biletavto.ru

Помимо этого в июле прошлого года перевозчики запустили удобный сайт biletavto.ru, где каждый желающий в любое время может приобрести билет. Сервис уже оценили многие молодые люди. Особый интерес вызывают акции по снижению цен на маршрутах.

- Я часто езжу к родителям в Прибайкальский район. О сайте узнала недавно. Порадовал стильный дизайн сайта, возможность выбрать место и купить билет онлайн. Теперь я не беспокоюсь, что не успею занять себе место в этой безумной давке. Наконец, все эти дикие драки за место закончены, - говорит студентка Октябрина Найданова.

Несмотря на все нововведения, водители не забывают и золотые правила.

- На межмуниципальных маршрутах в зимний период наблюдается снижение пассажиропотока, поэтому соблюдение расписания на каждом маршруте и безопасности перевозок - это основная задача для руководителя. Несмотря даже на то, что  бывают случаи, когда  нужно увезти всего одного пассажира за 200 км, - говорит Дмитрий Дондопов, директор СРО «Перевозчик».

Похоже, сейчас мы наблюдаем новый этап в развитии маршрутной индустрии. Что же касается «Истан», то благодаря им в свое время удалось решить огромную социальную проблему и за это им можно сказать огромное «спасибо». Времена меняются, а вместе с ними меняется все вокруг.

Автор: Эльвира Хазагаева

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях