Имя Алдара Эрендженова из Элисты в последнее время не перестает мелькать с СМИ и интернете. А все потому, что молодой аспирант придумал наноодежду, которую не нужно стирать. А еще имеет свойство подогрева. Ткань сохраняет при этом “дышащие” свойства.
Перед корреспондентом «Российской газеты» автор изобретения провел эксперимент. Обычную на первый взгляд хлопковую толстовку облили грязной водой из пластиковой бутылки. Затем - пара стряхивающих движений и... ничего. На толстовке - ни пятен, ни влаги.
- Все дело в специальной пропитке, разработанной для одежды. Этот раствор состоит из наночастиц диоксида титана, которые закрепляются в волокнах ткани и придают ей особые свойства. Обработанный таким образом материал отталкивает влагу и грязь. Под ультрафиолетовыми лучами происходит фотокаталитическая реакция, в результате которой грязь попросту "отваливается" от одежды. В то же время при обработке раствором между волокнами сохраняются зазоры, создающие эффект паропроницаемости, - объясняет Алдар Эрендженов.
Правда, подобная пропитка подходит не для всех видов ткани. Наночастицы диоксида титана закрепляются только на натуральном материале - например, на хлопке или шерсти. Зато такую одежду можно не стирать. Традиционную стирку с последующей сушкой заменяет другая более простая и быстрая процедура.
- Самоочищающуюся наноодежду нужно лишь время от времени выносить на солнце - под ультрафиолет - и стряхивать с ткани грязь. Это очень практично. Такая одежда, например, здорово облегчит жизнь командировочным, военным или вахтовикам, - говорит аспирант КалмГУ.
Пока ее создатель демонстрирует работающий прототип. На реализацию проекта ушло около года. Еще столько же, по прикидкам Алдара Эрендженова, нужно для усовершенствования технологии. Но уже сейчас при наличии пропитки с наночастицами диоксида титана и хорошего утюга, защитить от грязи любимую одежду из натуральных материалов можно практически в домашних условиях. Правда ее стоимость при этом увеличится более, чем в два раза. Например, обычная толстовка за две тысячи рублей после диоксидо-титановой обработки будет стоить уже пять с половиной тысяч рублей. Но, как уверяет изобретатель, после выхода на производственные мощности и серийное производство, самоочищающаяся одежда станет более доступной.
В последующем аспирант хочет разработать энергогенерирующее средство. К примеру, говорит Алдар, зимой когда человек снимает свитер, он искрит. В результате трения вырабатывается электричество, которое можно использовать на благо. Задумка следующая: это электричество использовать, аккумулировать, чтобы зарядить телефон или батарею. Проходив целый день в куртке, в ней накапливается электричество. Можно эту же энергию пустить на обогрев куртки.
Собственный проект
В родной Калмыкии его знают как создателя бренда "4 OIRAD". Ребята делают нтересные вещи для молодежи в калмыцком стиле, своего рода традиционную калмыцкую одежду в современной интерпретации. Свитшоты с надписью "Kalmykia" и с принтами на тодо бичг, футболки с изображением "номад" и другие идеи, появившиеся благодаря изучению истории о войнах Джунгарии с Цинской империей, калмыцкого узла, тюльпанов, цветущего лотоса, платья в традиционном стиле и многому другому.
О том, как пришла идея создавать авторские вещи, Алдар поделился с редакцией газеты «Калмыцкая правда».
Когда вернулся домой в Калмыкию, то захотел купить новую толстовку, прошелся по местным магазинам и ничего толкового не смог найти. Немного позже задумался, что неплохо бы самому попробовать создать толстовку с этнической символикой. Для начала нашел необходимую аппаратуру, покупал "голую" одежду у других производителей и печатал принты на ней дома. Чуть позже поняли, что невыгодно покупать вещи у других производителей, поэтому стали брать ткани по заказу из Европы и Турции и шить одежду по собственному дизайну. Теперь всю работу (шитье, печать принтов) делают сами. По прошествии некоторого времени появился магазин и постоянные покупатели, которые ценят товар этого бренда.
О планах
Все, что мы делаем для Калмыкии, - это и есть наша культура, говорит Алдар Эрендженов. Находить старые песни калмыцких певцов или уметь танцевать калмыцкие танцы - здорово, но, я считаю, это не возрождение культуры, а наша национальная принадлежность. Если ты сам напишешь песню на калмыцком языке или на русском о Калмыкии, то уже внесешь определенный вклад в ее развитие. Вдобавок необходимо понимать, что такое "коммерциализация культуры", т.е. она уникальна и самобытна, и люди со всей России интересуются ею. Но мы прячемся под завесой предубеждения и недоверия не только к другим, но и друг к другу.
Так нельзя, необходимо научиться зарабатывать на этническом своеобразии, гордиться им, продвигать по всему миру. Сейчас популярна скандинавская культура: снимают фильмы про викингов, изучают языки скандинавских стран, местные группы продвигаются на мировую площадку. Они просто поймали нужную волну и мерно по ней плывут. То есть наша глобальная задача: вывести калмыцкий бренд на новый международный уровень.