Дом
6847

Уроженцу Улан-Удэ грозит пожизненный срок за убийство мальчика в Подмосковье

Мужчина, который три года издевался над пасынком, просит лезвие в камеру СИЗО [фото, видео]

Фото: ГСУ СКР по Московской области, kp.ru

Напомним, об исчезновении 8-летнего ребёнка в Домодедовском районе Московской области на минувшей неделе сообщил ряд ведущих федеральных СМИ. Отмечалось, что в последний раз его видели 2 декабря около 12.00 возле подъезда дома. А вечером мама мальчика обратилась с заявлением об исчезновении сына в правоохранительные органы.

На поиски школьника бросили все силы волонтёров и полиции, передавал телеканал РЕН ТВ. Его телефон, по словам одного из поисковиков, был вне зоны действия с момента пропажи.

«Без признаков жизни»

Тело ребёнка нашли через несколько часов в лесу у Лямцинского кладбища в городском округе Домодедово. В следственном комитете сообщили, что его задушили. На следующий день задержали подозреваемого. Им оказался отчим мальчика – 36-летний уроженец Улан-Удэ.

Мужчина свою причастность к убийству отрицал. Однако, по словам источника подмосковного телеканала «360», на допросе он признался, что обнаружил тело пасынка дома «без признаков жизни», «напугался и отнёс на территорию лесополосы в районе Домодедовского кладбища». Задержанный предположил, что ребёнок мог отравиться.

Руководитель главного следственного управления (ГСУ) СКР по Московской области Андрей Марков взял расследование уголовного дела под личный контроль. Не исключалась версия, что перед расправой школьника могли изнасиловать.

- Следственными органами также проверяется причастность подозреваемого к совершению насильственных действий сексуального характера в отношении потерпевшего, устанавливаются иные обстоятельства преступления, – сообщили в ведомстве.

«Было непохоже, что это мать»

После того, как появилась информация об убийстве мальчика, местные жители начали нести цветы и игрушки к подъезду его дома. Соседи  рассказали журналистам, что отчим  и раньше бил ребёнка и издевался над ним, а ещё – нередко «принимал на грудь». Супруга мужчины, по словам проживающей на той же улице Натальи Беловой, однажды «прибегала к подруге, стучалась и просила вызвать милицию».

- Мы предполагаем, что он поднимал на неё руку, потому что она с синяками была. Слышала, что ребёнок кричал и плакал, – поделилась Наталья с корреспондентом «360».

Поведение женщины в тот злополучный день шокировало соседей. 

- Когда пришли помочь в поисках, мать была настолько равнодушна ко всему, как будто ничего не произошло! Мы – чужие этому ребёнку люди – побежали в лес, с полицейскими начали общаться. А она терялась в показаниях. Сначала телефон был при нём. Начали пробивать – телефон в Ямах, там живёт дедушка. У мамы спрашивают: «А как же вы не знаете, что телефон в Ямах?». Всё было спокойно, без эмоций. Было непохоже, что это мать, – вспоминает житель расположенного поблизости  дома Денис Ившин.

Родственник же женщины заявил телеканалу, что близким «не нравился» её супруг, да и сама она  хотела прекратить эти отношения. Люди, которые хорошо знают семью, уверены:  желание  отомстить избраннице и подтолкнуло мужчину на убийство её сына. Некоторые подробности этой жуткой расправы рассказал позднее «Московский комсомолец».  На допросе мужчина заявил:  пасынка он убил случайно, когда избивал, наказывая за плохое поведение. Ребёнок задел стеклянный стакан для зубных щёток и тот разбился.

Почему никто не смог предотвратить чудовищную трагедию в Подмосковье, попыталась разобраться «Комсомольская правда». Статью, посвящённую этой истории, издание опубликовало накануне. Имена всех героев в ней изменены.

Тихий отличник

Света родила Димку в 21 год по очень большой любви. Фамилия Елисеев –  это от той самой любви, от родного Димкиного папы. Он бросил их, когда сыну было шесть месяцев. А дальше всё как в вечернем сериале по второй программе. Света с дитём из Москвы приковыляла в деревню к маме с папой, те поджали губы («А мы предупреждали!»), но приняли. А через два года Света уехала с Димкой в Домодедово.

«Большая любовь» из Москвы присылала Димке деньги. Когда его зарывали на околевшем кладбище, «любови» там не было –  она сбежала ещё во время отпевания в церкви, когда Светка начала кидаться на белоснежный гроб.

Юрий Листьев появился в её жизни три года назад. Он подрабатывал водителем в той же компании. Быстро поженились и сняли квартиру в новостройке. Света вкалывала, чтобы у Димки был мобильник, чтобы свозить его на море, заказать на День рождения чудо-какой-красивый-торт. Листьев работу бросил, а потом …  начал пить и, по словам соседей, избивал супругу. Бил ли Димку, они  утверждать не берутся. Говорят, синяков на мальчишке не видели, плача и жалоб не слышали.

Светлана очень любила своего мальчика, часто баловала его и окружала заботой

То же самое говорят учителя и родители детей в школе, где Дима учился. Отчим забирал его после уроков, мальчик  бежал к нему: «Папа!»

Дима был отличником, но «никак не выделялся». Так сказали педагоги на родительском собрании, которое экстренно созвали после трагедии.

- Ещё сказали, если вдруг мы замечаем странности в поведении детей –  страх, замкнутость –  сразу обращаться к психологам, –  рассказала «Комсомольской правде» одна из  мам. –  У нас в школе их несколько. И учителя даже пообещали:  если не хватит, пригласят ещё.

С детьми, говорят родители, школьные психологи и раньше проводили какие-то тесты, с картинками.  Получается, Димку просмотрели. И не только в школе.

Длинное, рыжее, воровало и грабило

Когда у Димки на голове вскакивала очередная шишка, когда он однажды дома сломал руку (мама была на работе), его тети, дяди – родственники Светы – спрашивали:

- Это не Юрка?

- Нет. Я. Сам.

«Он умел залезть к нему в душу»,  –   будут говорить тёти и дяди на кладбище.

У Светы есть старший брат: красавец, с фактурным кулаком. Листьев бы от такой фактуры улетел далеко –  может, даже в Улан-Удэ, откуда переехал в Домодедово 13 лет назад. Его биографию следователи будут изучать под микроскопом. Но даже то, что есть на него сейчас –   полный комплект, с которым к ребёнку подпускать опасно.

Кража, грабёж, хищение документов. Когда в 2003-м Листьев нарисовался в Подмосковье, в Бурятии его как раз за кражу разыскивала милиция.

- Пока мы знаем только то, что он привлекался к уголовной ответственности. Есть ли судимости, выясняем, –  говорит официальный представитель главного следственного управления СКР по Московской области Елена Фокина.

Сам Листьев на допросе заявил: в тюрьме не сидел. Он вообще из приличной семьи. Родители сейчас тоже в Домодедово: мать –  агент в крупной коммерческой организации, отец –  руководитель проекта во внешнеэкономическом объединении. Собственно, за их счёт Листьев и жил: Светкиной зарплаты не хватало. Темный «Хендай» с зеркальным задним стеклом, на котором он катался по городу и изредка таксовал, на котором вывез в лес убитого Диму, тоже записан на отца.

Родители все 36 лет пытались вывести своё долговязое, сутулое, рыжее, несуразное дитя в люди. Отдали в волейбол – отец был связан с Общественным фондом развития этого спорта в Бурятии. После школы –  колледж и диплом технолога общепита. После колледжа –   экономический факультет сельхозакадемии. Но дитя с третьего курса бросило вуз и сбежало от милиции в Домодедово, куда уже успели переехать мама с папой.

Они попытались сдать Юру на воспитание в финансово-юридическую академию в столице, но и там он учиться не стал. В 2009-м поехал в Улан-Удэ: написал явку с повинной в той самой краже, за которую находился в розыске. Дело благополучно прекратили. Скорее всего, обворованный Юрием товарищ пошёл на мировую. Листьев с чистой совестью вернулся в Подмосковье и  начал искать жену: подросла младшая сестра, её надо было учить, и родительских денег великовозрастному Юре доставалось всё меньше.

- Родители несколько раз забирали его пьяного к себе. Но свекровь винила её –   ты плохая жена, –  рассказывают сейчас знакомые Светланы. –  Она пыталась уходить, подавала на развод. А он угрожал: «Найду и урою». Никто не знал о его кражах, грабежах... Листьев врал всем, что он полковник ФСБ в отставке, какую-то корочку показывал. Хвастал, будто в Чечне служил. У него даже пистолет был.

Говорят ещё, якобы отец Листьева когда-то работал в милиции: он, мол, и прикрывал его криминальные похождения, и корочку с пистолетом достал. В следственном комитете это пока не подтверждают. Но. Есть в биографии Листьева один пункт, который тоже нужно выделить громким красным: тот, кого он называл отцом, кто тащил его по жизни, на самом деле –  отчим. Дядя. Чужой. Такой же, каким был сам Юра Листьев для маленького Димки.

Раскололся сам

Листьев прожил с женой и её сыном три года. И три последних дня раздавили всё, как снежный ком. Последний раз он забрал его из школы во вторник, 30 ноября. Набрал номер Светы:

- Поедем к моим родителям играть на компьютере. А завтра повезу его в санаторий на обследование. Хороший санаторий –  у меня же связи через ФСБ...

Света собиралась переводить сына в Суворовское училище, а для этого и правда нужно было пройти какое-то обследование, медкомиссию –   она особо не разбиралась. Учителям  сказала, что Дима приболел и несколько дней его не будет.

Листьев периодически звонил:

- Все нормально, мы в санатории.

- Дай Димке трубку...

- Он у врача!

Утром в пятницу, 2 декабря, Света сразу набирает на мобильный сына: маленький такой, красный, вместе выбирали. Дима не отвечает. «Опять куда-то забросил телефон – вечно его теряет».

Работает. У неё полная смена – надо отработать.

Вечером дома Свету встречает Листьев.

- Где Димка?!

- Гуляет, наверное. Мы вернулись в 10 утра, я его у подъезда высадил и поехал по делам...

В полицию в 19.30 они придут вместе. Листьев и там расскажет про «10 утра» и «дела». Ночью оперативники будут стучать в квартиры, поднимать людей на поиски. Не откажет никто. За полночь ориентировка на Диму разлетится по соцсетям, подключатся волонтёры со всего города. Диму найдут в 4 утра субботы, в 15 километрах от дома, в посадке рядом с городским кладбищем –  это 700 метров от Лямцинского шоссе, почти у взлётки аэродрома. Оперативников туда приведёт сам  Листьев.

- Если бы он не показал место, мальчика бы искали ещё долго. Незнающий человек туда просто так не доберётся, – объясняет официальный представитель подмосковного СКР Елена Фокина. –  Листьева несколько раз опрашивали полицейские и следователи, он стал путаться, сбиваться...

- Вот прямо под моими окнами его и раскололи! –  вспоминает сосед. –  По телефону пробили, где он в последние дни находился.

Где именно – следователи пока не говорят. Но вот это уже установлено.

- По версии следствия, Листьев убил мальчика ещё в четверг, 1 декабря. Со среды он пил и, кроме того, принимал наркотики. К амфетамину, по его же словам,  пристрастился весной. В четверг, когда жена была на работе, отчим привёз мальчика домой. Там он над ним надругался, после чего задушил руками. Избавившись от тела, Листьев бесцельно ездил по городу до утра, –  рассказали в  СКР.

... Когда Димку нашли, он лежал прямо на виду, на мёрзлой земле. Только снегом припорошило. Первое неосознанное желание у нашедших было прикрыть мальчика: казалось, что он мёрзнет...

Но Димке уже не холодно. И у него теперь столько игрушек, сколько он даже во сне не видел – вся могилка в игрушках, вот бы друзьям показать...

Только кружки с котом не хватает.

Фото: kp.ru / Владимир Веленгурин

Вместо послесловия

Насиловал отчим Диму постоянно или это случилось один раз, спьяну, будут выяснять эксперты. Корреспондент «Комсомолки» спросил у  следователей прямо: «А мать? Он могла знать про убийство и молчать?» Мне тоже ответили прямо: «Версия была, проверили, отпала».

Соседи, полиция, родственники, учителя, психологи... Все что-то видели, слышали, знали. Не спас никто.

Издание отмечает: эта история на самом деле –  банальность, затёртая до дыр в кино для домохозяек и криминальной хронике. Нижний Новгород, конец июля 2015-го. Психопат Олег Белов вырезал всю свою семью –   жену и шестерых детей, родную мать. Он тоже бил, жена тоже бегала по соседям и милициям. Орёл, минувший ноябрь: 36-летнюю Яну Савчук посреди улицы избивает бывший сожитель Андрей Бочков, отсидевший за убийство. Яна вызывает полицию –  Бочкова забирают. Проводят «профилактическую беседу», отпускают. Он возвращается –  продолжает бить. Яна снова звонит 02.

- Больше не вызывайте, - отвечает ей участковая Наталья Башкатова.

- А если он меня убьёт!?

- Не волнуйтесь - приедем, труп опишем...

И через несколько часов действительно приехали –  описывать Янин труп.

- Такие случаи на каждом шагу, –  подтверждает адвокат Ольга Гнездилова. –  По разным данным, ежегодно от домашнего насилия в России погибает порядка 10 тысяч женщин. Мы сейчас ведём дело, где жена писала в полицию и прокуратуру, что муж её избивает. Его опросили, он сказал: «Да, бью, потому что она «не слушается». Отпустили, вообще ничего не предъявив. А теперь женщина бесследно пропала. По всем признакам муж её убил, хотя тело так и не нашли, а только остатки волос в доме. Эта проблема системная. Нужны государственные механизмы помощи жертвам домашнего насилия –  приюты, убежища, где можно получить помощь юриста и психолога. Нужно специальное обучение для полицейских, что на такие сигналы надо серьёзно реагировать, что это их обязанность –  вмешаться и предотвратить убийство или очередные побои.

Бывший следователь МВД Вячеслав Чуприн продолжает:

- Проблема ситуации в Домодедово даже шире. У нас в стране нет никакого надзора за ранее судимыми, как в советское время. Систему УФМС вывели из МВД, и теперь участковый даже не знает, кто живёт у него в районе. Чтобы пробить гражданина, нужно делать запрос в миграционную службу, ждать, пока ответят. А чтобы делать такой запрос, нужно основание, подозрение в правонарушении. И «пробивать» в итоге начинают, если рецидивист что-то опять натворил. Вот и получается так, что рядом с детьми спокойно оказываются даже педофилы, – поясняет он.

В июле в Уголовный кодекс в статье о побоях появились важные, как считают наши эксперты, поправки. Там особенно прописали наказание за издевательства над близкими родственниками. Собственно, только за это теперь и грозит тюрьма – до двух лет. А если женщину на улице колотит чужой мужик,  ему только административка –  штраф до 30 тысяч, до 15 суток спецприёмника. И вспомним Орёл ещё раз. Убийца Бочков для Яны Савчук как раз и был таким –  чужим мужиком.

Фото: kp.ru / Владимир Веленгурин

На похоронах мальчика, где побывал корреспондент федерального издания, его мать потеряла сознание. В ближайшие дни в подмосковном Домодедово следователи предъявят Юрию Листьеву официальное обвинение. Ему грозит пожизненный срок. В камеру СИЗО он просит лезвие. 

Автор: Комсомольская правда

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях