Напомним, в октябре Минэнерго России включило нашу республику в зону свободного перетока «Сибирь». Благодаря этому уже с нового года электричество в Бурятии для «оптовиков» может подешеветь на 27 копеек. Первое снижение тарифа для населения произошло минувшим летом – соответствующее решение приняла Федеральная антимонопольная служба. Отныне жители республики платят за свет 2,87 рубля вместо прежних 3 рублей 5 копеек.
Последние месяцы эта тема активно обсуждается в федеральных СМИ. Издания так или иначе связывают уменьшение цены на электричество со стремлением республиканских властей заработать себе «политические очки» и предрекают Бурятии коррупционные скандалы. А в конце сентября эксперты даже заговорили о возможных «информационных войнах».
«Занимаются перекрёстным субсидированием»
Отметим, снижения энерготарифа власти Бурятии добивались не один год. Но с «мёртвой точки» проблема сдвинулась, когда вопросом вплотную занялся член центрального штаба ОНФ, а ныне – депутат Госдумы от трёх регионов Прибайкалья Николай Николаев.
- Тема цены на электричество для Бурятии парадоксальная. Сколько уже копий сломано, сколько было решений, обсуждений, а воз и ныне там, – отметил он минувшим летом в ходе специально организованного круглого стола.
Сегодня республиканские власти просят «сравнять» цены на электроэнергию с соседним Приангарьем. На минувшей сессии Народного Хурала их поддержали депутаты – они направили соответствующее обращение своим иркутским коллегам.
Между тем, по мнению депутата горсовета Улан-Удэ Сергея Иванова, снижение энерготарифа принесло больше вреда, чем пользы.
- Если проанализировать приказы республиканской службы по тарифам, получается, что эти деньги были переложены на уровень низкого и среднего напряжения – на категорию, которая называется прочие потребители. Это малый и средний бизнес. Произошло повышение на 58 и на 50 копеек соответственно, – отметил Сергей Иванов на конференции регионального отделения Общероссийского народного фронта 3 ноября. – Если бизнесу повышают цену на электрическую энергию, он закладывает её в себестоимость. И мы с вами в итоге заплатим в несколько раз больше, чем платили. Вопрос – зачем нужно было это делать?
Прокомментировал тогда ситуацию и заведующий кафедрой «Экономика, организация и управление производством» ВСГУТУ, доктор экономических наук Виктор Беломестнов.
- Да, цены для населения снизили, но деньги-то ниоткуда не возьмутся. Откуда тогда сетевой компании получить прибыль? Естественно, занимаются перекрёстным субсидированием. Убытки они перекладывают на бизнес, – отметил он.
Сергей Иванов, в свою очередь, заявил: всё это говорит о том, что поручение правительства России о снижении тарифа в республике выполнить не удалось.
«Пользуйтесь достоверной информацией»
В правительстве с мнением экспертов не согласны. Так, на конференции «фронтовиков» зампред правительства по экономическому развитию Александр Чепик отметил: проблемы населения на плечи предпринимателей никто не перекладывает.
- Я не в первый раз уже эту цифру слышу и очень хочу понять, кто отвечать-то будет за эти слова? Тариф меняется в определённой динамике: для прочих потребителей – с 1 января, а для населения – с 1 июля. И поэтому никакого «перекладывания» быть не может в принципе, – подчеркнул Чепик.
На очередном правительственном брифинге эти заявления прокомментировал и министр транспорта Бурятии Сергей Козлов.
- Даже если сравнивать с Забайкальским краем, где мы были, когда начали работать над снижением тарифов, и какая ситуация сейчас – прочие потребители в том числе стали более конкурентными по конечной стоимости киловатт-часа. Раньше тариф в Бурятии был выше. Соответствующие данные есть в РСТ (Республиканская служба по тарифам – прим. ред.). Это регулирующий орган, который делает расчёты и видит реальную ситуацию. Поэтому пользуйтесь достоверной информацией – мы можем её предоставить. А эксперты… эксперты пусть объясняют. Я почитал кое-какие высказывания. В них есть достаточно серьёзные неточности. И я бы попросил не приводить их и не вводить население в заблуждение, – отметил глава Минтранса Бурятии.