Утром 19 декабря самолёт ИЛ-18, принадлежащий военно-космическим силам (ВКС) Минобороны России, вылетел из аэропорта Кольцово под Екатеринбургом. Он сделал дозаправку на военной базе в городке Канск Красноярского края, а оттуда уже полетел дальше. Однако примерно в 27-30 километрах от якутского посёлка Тикси двигатель вышел из строя, и самолёт начал падать. Как отмечают федеральные СМИ, на борту находились офицеры и солдаты срочной службы – 32 человека плюс семь членов экипажа.
Изначально сообщалось, что спаслись только шестеро. В Минобороны России эту информацию опровергли, отметив, что выжили все, однако 16 человек получили тяжёлые травмы.
По неофициальным данным, командир корабля сообщил на землю о неполадках в двигателе в связи с отказом системы подачи горючего. Судя по месту крушения, экипаж «тянул машину до последнего», надеясь посадить лайнер на подходящей площадке, но сделать это не удалось, пишет «Комсомольская правда в Екатеринбурге». Самолёт уже на посадочной скорости ударился о землю и разломился.
- Взрыва и пожара не последовало, что дало повод некоторым специалистам рассматривать версию о «плохом горючем». Другие считают, что экипаж умело воспользовался системой пожаротушения, – отмечает издание.
Вертолёты поисково-спасательной службы оперативно прибыл на место трагедии и эвакуировали пострадавших в лечебные учреждения Тикси. В дальнейшем их эвакуируют в медучреждения Москвы и Санкт-Петербурга. Из российской столицы уже отправили специальный самолёт Минобороны России с врачами госпиталя имени Бурденко
На правительственной комиссии власти Якутии назвали предварительную причину крушения – сильный боковой ветер с порывами. Источники других изданий в экстренных службах подчёркивают: в качестве основных версий рассматриваются технические неполадки и сложные метеоусловия.
«У пилотов на лице больше вины»
«Комсомолке» удалось поговорить по телефону с одним из спасателей, прибывшим на вертолёте к месту трагедии.
- Сверху Ил-18 похож на белый батон, который раскроен на три почти равные части. Самолёт лежит на брюхе с переломанными шасси. Меня удивило, что после удара о заснеженную землю машина не загорелась. Это первый случай в моей практике... Много тяжело раненых, они без сознания. Кому досталось при посадке поменьше, всё ещё в шоке и лишь стонут. Переломы, много переломов. Осторожно грузим их на носилках в вертушку – и в Тикси, – рассказал собеседник издания. – Ещё одна машина пойдет на Якутск. Есть и такие, которые пришли в себя и вполне внятно разговаривают. Какой-то прапорщик даже шутил, что Новый год будет встречать теперь не на том свете, а на этом. У членов экипажа тоже переломы-гематомы. У пилотов на лице больше вины, нежели страдания от боли. Они попросили, чтобы их эвакуировали в Тикси последними.
Известно, что военнослужащие, которые находились на борту упавшего Ил-18 – пилоты, бортмеханики и персонал – летели в Якутию на смену военнослужащим авиаторам в воинскую часть.
Разбившийся военный Ил-18 находился в эксплуатации 51 год. Как сообщает Ura.ru, он был одним из «ветеранов» военно-воздушного флота России. Свой первый вылет самолёт совершил в 1965 году. С 1979 по по 2010-ый борт базировался в Улан-Удэ на аэродроме «Восточный», с 2010-го – в Екатеринбурге.
Как сообщает ТАСС, специалисты уже извлекли бортовые самописцы ИЛ-18. Их доставят в специализированную лабораторию для проведения обследования
Аварии и катастрофы самолётов Ил-18 с 1990 года
Редакция ТАСС составила хронологию аварий и катастроф самолётов Ил-18 разных модификаций, которые произошли в мире с 1990 года. В неё не включены другие самолёты, созданные на основе ИЛ-18 (радиоэлектронный разведчик Ил-20, противолодочный Ил-38 и др.).
Всего с начала 1990 года в мире произошло четыре аварии (без учёта происшествия 19 декабря 2016 года) и четыре катастрофы Ил-18. Погибло в общей сложности 154 человека.
14 августа 1991 года пассажирский самолёт Ил-18В (регистрационный номер YR-IMH) румынской авиакомпании Tarom, следовавший внутренним рейсом из Бухареста в Тимишоару, потерпел катастрофу близ аэропорта назначения. Посадка проходила в условиях грозы и шквального ветра. Экипаж слишком рано начал снижение, лайнер врезался в гору и полностью разрушился. В результате погибли все девять человек, находившиеся на борту – четыре пассажира и пять членов экипажа.
15 ноября 1992 года пассажирский самолёт Ил-18Д (регистрационный номер CU-T1270) кубинской авиакомпании AeroCaribbean, выполнявший рейс по маршруту Санто-Доминго – Пуэрто-Плата (Доминиканская республика) – Гавана, потерпел крушение в 14 километрах к западу от аэропорта Пуэрто-Платы. При заходе на посадку воздушное судно врезалось в холм и разрушилось. Погибли все находившиеся на борту – 28 пассажиров и шесть членов экипажа.
17 декабря 1997 года пассажирский самолёт Ил-18В (регистрационный номер RA-75554) российской авиакомпании «Рамаэр», зафрахтованный для перевозок в ЮАР, потерпел аварию в аэропорту Йоханнесбурга. Из-за перегруза в 5 тонн (по другим сведениям – из-за пожара двигателя) самолёт выкатился при взлёте за пределы взлётно-посадочной полосы, получил серьёзные повреждения и впоследствии был отправлен на слом. Обошлось без жертв и пострадавших.
25 октября 2000 года пассажирский самолёт Ил-18 (регистрационный номер RA-74295) ВВС России, перевозивший военнослужащих с аэродрома Чкаловский (Московская область) в Батуми (Грузия), потерпел катастрофу в 20 километрах к северо-востоку от аэропорта назначения. В условиях низкой облачности самолёт сильно отклонился от курса, врезался в гору Мтирала и полностью разрушился. В результате погибли 84 человека – 73 пассажира и 11 членов экипажа.
19 ноября 2001 года пассажирский самолёт Ил-18 (регистрационный номер RA-75840) российской авиакомпании «ИРС Аэро», выполнявший чартерный рейс по маршруту Хатанга – Новосибирск – Красноярск – Домодедово, потерпел катастрофу у деревни Захаровка (24 км к юго-востоку от города Калязин, Тверская область). Из-за технической неисправности руль самолёта переключился в режим пикирования, машина резко снизилась, врезалась и разрушилась. Погибли 27 человек – 18 пассажиров и девять членов экипажа. После этого происшествия Минтранс России запретил гражданские пассажирские перевозки на Ил-18.
27 января 2004 года пассажирский самолёт Ил-18Д (регистрационный номер ER-ICJ) молдавской авиакомпании Renan выкатился при посадке за пределы ВПП и получил серьёзные повреждения в аэропорту Луанды (Ангола). Находившиеся на борту 18 человек не пострадали.
4 февраля 2004 года пассажирский самолёт Ил-18Д (регистрационный номер ЕХ-005) местной авиакомпании Expo Aviation (был взят в лизинг ангольской Phoenix Air), следовавший из Дубая в Коломбо, потерпел аварию в аэропорту назначения. Из-за неправильно выставленного показателя давления на высотомере (765 мм вместо 756 мм ртутного столба) при ночном заходе на посадку шасси самолёта коснулись воды и получили повреждения. Экипаж принял решение всё равно садиться, но на грунт рядом с ВПП. Самолёт получил значительные повреждения, люди на борту не пострадали.
28 марта 2005 года пассажирский самолёт Ил-18Д (регистрационный номер CU-T1539) кубинской авиакомпании AeroCaribbean потерпел аварию при взлёте из аэропорта Каракаса. Самолеё не смог подняться в воздух и выкатился за пределы ВПП, получив значительные повреждения. Из находившихся на борту 98 человек (87 пассажиров и 11 членов экипажа) различные травмы получили 16 человек.