Бурятия - родина смелых воинов, которые на своих быстрых конях на полном скаку умели стрелять из лука и побеждать. Залогом успеха любого юноши было умелое обращение со своим конем. Наш герой Бимба Бадмаевич Ринчинов в своей жизни смог обуздать не простого скакуна, а целый истребитель. А если говорить точнее, ему удалось полетать на целом «табуне» советских истребителей.
Сейчас ему 72 года. На первый взгляд, в это сложно поверить, когда ты видишь бодрый шаг, военную выправку, веселую улыбку и мудрые глаза.
Курсант Ринчинов
Бимба Ринчинов стал летчиком-истребителем неспроста. В четырнадцать лет после кончины матери он попал в городской интернат. Там юноше из Баунта пришлось отстаивать свою честь и добиваться уважения среди нового окружения. В те годы у него появился друг Юра. У них было много общего. Прежде всего оба сироты, оба мечтали стать военными, чтобы обеспечить себе достойную жизнь. Сначала ребята хотели стать моряками, но, подумав, Юра предложил поступить в летное училище. Бимба поддержал эту мысль.
- Я чувствовал, что никакой поддержки у меня не будет, если поступлю в гражданский вуз. Там же нужны деньги. И мы решили идти в военные, - рассказывает Бимба Бадмаевич.
Они рассказали о своем решении воспитателю в интернате. Та захотела помочь им и попросила своего мужа, офицера Советской Армии, найти хорошее летное училище. Было решено поступать в Качинское летное училище. Но перед отъездом случилось так, что Юра трагически погиб. Тогда Бимба решил воплотить их общую мечту за двоих и поехал в город Качу. Поступить ему удалось легко. Был, кстати, единственным бурятом в училище. А вот учеба давалась не очень просто. Помогало то, что по физическим данным и смекалке он был одним из лучших. В Качинском училище он «обуздал» первый самолет и научился воевать на нем, как на «маневренном коне». После выпуска молодой лейтенант попал в Германию. Летал на истребителе Миг-21. В 1968 году летчику-истребителю пришлось «захватывать» небо Чехословакии.
- Я участвовал в чехословацких событиях. Летал на Миг-21. Треугольный такой самолет. Выполняли задачу прикрытия чехословацкого неба от западных военно-воздушных сил. Перед этими событиями мы летали над Европой полками. Это заставляло наших западных соседей нервничать. Мы боялись вылетать группой с полными баками и летать до малого остатка. Однажды самолет немного не долетел до аэродрома. У него закончилось горючее, и летчику пришлось бросить исправный самолет. К счастью, западные самолеты не прилетели, нам не пришлось сражаться с ними. На земле происходили столкновения, гибли люди. Но небо мы бы не отдали, это факт. Тогда у нас самолеты были самые лучшие, - вспоминает летчик.
Командир полка Ринчинов
После пяти лет в Германии капитан Ринчинов поступил в командное училище. Через три года, выйдя оттуда майором, был назначен командиром эскадрильи лётной части в Ивано-Франковской области. Служил он там недолго. И снова Бимбе Ринчинову пришел приказ вылетать в Германию. Еще пять лет он служил в составе войск Варшавского договора. Там Бимба Ринчинов получил звание подполковника и стал командиром полка.
- Под моим командованием было 40 боевых самолетов. Плюс 4 - 6 «спарок» (самолетов с двойным управлением), 3 части обеспечения и 65 летчиков. Летный состав, инженерно-технический состав, срочники - все были в полку, - рассказывает Бимба Ринчинович.
Табун истребителей
Время заставляло мир быстро меняться, и на вооружение стали поступать новые самолеты, а вместе с ними появлялись и новые возможности управления боевым «конем». За всю службу он летал за штурвалом всех моделей ОКБ Микояна и некоторых моделях ОКБ Сухого. Самым лучшим из них он считает СУ-27.
- Сегодня на его базе сделаны почти все самолеты современности. Это просто мечта летчика. Он огромных размеров, доходит до того, что я в полный рост могу пройти везде, не пригибаясь. Управляется он двумя пальцами. Четыре основные системы продублированы по четыре раза. То есть порой взлетаешь на нем, а на приборной панели зажигаются огни, как на новогодней елке. Смотришь, один канал отказал - можно летать. Второй отказ - можно летать. А если третий отказал, тогда пора домой. Но такого ни разу не было, - говорит он.
Чтобы летчик был всегда готов вылететь на боевое задание, командование приказывает летать как можно чаще. У Бимбы Бадмаевича есть масса историй об учебных вылетах. Но самый интересный случай с ним произошел на земле перед полетом.
- Я в этот день отлетал дневную подготовку и приступил к ночной. Настроение отличное, все получается. Выруливаю на полосу. У нас отработана система - перед взлетом выпускаешь закрылки, и экран шасси ставишь в нейтральное положение, чтобы после взлета было проще шасси убрать. А я на взлете поставил его на уборку. Шасси не убрались - прижаты весом полностью заправленного самолета. Самолет стоит на полосе на тормозах. Я включаю форсаж, отпускаю тормоза. Меня бросает в крен. И тут я понимаю, что убрал шасси. Быстро дал по тормозам, выпустил шасси. И получилось так, что самолет не коснулся земли. В общем, он двинулся примерно на метр. Вытолкнуть шасси гидравлика не смогла. Пришлось доложить, что я убрал шасси. Нужно просто себе представить: в полку 10 - 15 самолетов в воздухе, а посадочная полоса занята. И она занята Ринчиновым. Чтобы убрать этот самолет, нужно было часа четыре. Подвозили надувные подъемники, подключали гидросистему, выпустили шасси. Поставили на стопоры и только потом убрали самолет. Вот так однажды я сорвал все полеты, - теперь уже с улыбкой вспоминает Бимба Ринчинович.
Летчик-моряк
В конце 70-х в Афганистане становится неспокойно. Ринчинова назначают заместителем командира полка в Грузии. Потом пришел приказ ехать в Монголию на должность замкомдива. А там Бимбе Бадмаевичу предложили перейти в морскую авиацию. Так наш герой осуществил свою давнюю детскую мечту. Он стал одним из первых людей в стране, кто осваивал новую технику и передавал азы молодым. Непосвященный человек может подумать, что между сухопутным и морским летчиком практически нет разницы, но Бимба Бадмаевич с этим не согласен.
- Между сухопутными и морскими летчиками есть огромная разница. Во-первых, специальная подготовка именно над морем, ведь там нет характерных ориентиров. Они появляются только когда, приближаешься к берегу. Во-вторых, погодные условия на море, как правило, сложные и часто бывает так, что не видно горизонта. Часто облачность, туман. Очень сложно пилотировать в таких условиях. Особенно над морем на малой высоте. Поэтому летчиков морской авиации учат определять высоту даже по ощущениям. Сухопутному летчику сразу освоиться нелегко, - говорит он.
Бимба Бадмаевич отдал защите Родины 35 лет, 30 из которых отлетал. Демобилизовался он в 1993 году с украинского Крыма. В Улан-Удэ в 90-е годы решил идти в бизнес, но с предпринимательством не сложилось. Потом занимался передачей авиаремонтного завода на баланс республики, а затем города. Позже работал в коммерческой фирме. Ушел на пенсию в 70 лет.
Воины среди бурят были всегда, и на душе становится тепло от того, что и в наше время нынешнему поколению есть кем гордиться.