Бурятия является лесным регионом, поэтому неудивительно, что лесная отрасль является одним из основных стратегических направлений деятельности в республике. Львиная доля заготовленной и переработанной древесины из региона уходит на экспорт, при этом 99% экспортируемой древесины реализуется в Китай. При этом в данной отрасли наблюдается несколько парадоксальная картина: проведенный налоговыми органами анализ показал наличие признаков, указывающих на то, что лесоэкспортеры республики существенно занижают свои доходы, что, в конечном счете ведет к снижению налоговых поступлений. Одной из основных причин низкой налоговой нагрузки у лесоэкспортеров республики является применение отдельными представителями отрасли заниженных, по сравнению с рыночными, контрактных цен при отгрузке древесины иностранным покупателям.
В октябре 2015 г. по итогам межведомственного совещания, в котором приняли участие руководители структурных подразделений УФНС России по РБ, Бурятской таможни, УФСБ России по РБ, МВД по РБ, были разработаны способы и методы повышения эффективности проведения совместных контрольных мероприятий по пресечению правонарушений и преступлений налогоплательщиками лесной отрасли.
Спустя год, необходимо признать, что эти меры дали результат. Применение разработанных методик в рамках проведенных совместных мероприятий в 2016 году позволили налоговым органам без выхода на выездные налоговые проверки побудить налогоплательщиков к увеличению своих налоговых обязательств, в том числе за счет увеличения контрактных цен, что привело к росту поступлений на 60%.
Это только начало. Пока что все равно остается ряд налогоплательщиков, которые, несмотря на проводимую разъяснительную работу, продолжают занижать экспортные цены, и реализуют древесину на экспорт по ценам значительно ниже внутрироссийских. В ряде случаев цена на пиломатериал равна или ниже цены на пиловочник, что, как минимум, вызывает недоумение. Отметим, что информация о средних фактических ценах реализации древесины РБ размещается на сайте Республиканского агентства лесного хозяйства - www.alh-rb.ru.
Так же, с прошлого года на китайском и монгольском направлении наметилась тенденция по заключению контрактов в рублевой валюте. На долю экспортируемой древесины по контрактам, заключенным в иностранной валюте, в 2015 г. приходилось 24,4%, тогда как за 9 месяцев 2016 г. доля составила всего 14,6%. Лесоэкпортеры республики, осознавая, что национальная валюта снижается по отношению к иностранным валютам, в ущерб предстоящих доходов, за счет роста иностранной валюты, перезаключили контракты или заключили дополнительные соглашения, заключили новые контракты в рублях, причем ниже внутрироссийских цен.
Все эти «странности», с точки зрения налоговой службы, являются признаками недобросовестной деятельности. Налогоплательщикам из вышеупомянутых категорий следует понимать, что налоговыми, таможенными и правоохранительными органами республики в 2017 г. совместная работа, направленная на пресечение правонарушений и преступлений в лесной отрасли будет продолжена и усилена. Тем более, что теперь эти ведомства, после ратификации нового Соглашения с Китаем об избежании двойного налогообложения, получают дополнительный инструмент по получению информации об иностранных контрагентах в рамках международного сотрудничества.
Налогоплательщикам лесной отрасли необходимо самостоятельно пересмотреть налоговые риски, в том числе ценообразование экспортируемых товаров, и добровольно уточнить соответствующие налоговые обязательства, что позволит избежать привлечения к ответственности за налоговое правонарушение, предусмотренное статьей 122 Налогового кодекса Российской Федерации и проведение выездных налоговых проверок, со всеми вытекающими последствиями.
Налоговая служба с каждым годом получает в свое распоряжение все более действенный высокотехнологичный инструментарий. Это и программа «АИС-Налог», чипирование изделий из меха, новый порядок применения ККТ и многое другое. Все это позволяет устранять те лазейки, которые раньше налоговой службе было сложно контролировать. Во всех сферах экономики складывается арбитражная практика, учитывающая новые возможности налоговой службы. Поэтому полагать, что в отдельно взятой лесной отрасли порядок не будет наведен - как минимум недальновидно, и грозит значительными деловыми и финансовыми издержками в будущем.
Пресс-служба УФНС России по Республике Бурятия