Общество
3150

На каникулах сидеть дома

Под особый контроль взяли школьников Бурятии на время зимних каникул

Под особый контроль взяли школьников Бурятии на время зимних каникул

Сотрудники МВД проводят ежедневные рейды по ночному Улан-Удэ в поисках несовершеннолетних, которые задержались в компьютерных клубах, кафе или просто ходят по улицам без сопровождения взрослых

Закон с длинным названием «О некоторых мерах по предупреждению причинения вреда здоровью, физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей в Республике Бурятия» вступил в силу 22 декабря. Теперь детям до 16 лет нельзя гулять по улицам без родителей, а до 18-ти появляться в барах и ночных клубах. В первый же день сотрудники ПДН задержали почти десяток несовершеннолетних, которые находились в питейных заведениях после 22.00.

 

«Совсем нюх потеряли»

Среди них оказался и 17-летний Баир Гармаев. В этот день учащийся II курса лицея №24 подзаработал на стройке: мыл окна и полы в новеньком спортивном комплексе «Юность» в 18-м квартале. За работу Баиру заплатили 300 рублей, и студент решил угостить пивом своих друзей. Пришли в кафешку, где в основном сидят только студенты. Здесь можно выпить пиво, поесть чебуреки, хот-доги, ну и потанцевать на небольшом танцполе — в общем-то траты небольшие. Сам Баир живет в Зверосовхозе у тети и, несмотря на позднее время, все равно рассчитывал добраться до дома.

— На такси можно договориться и за 100 рублей, — говорит он.

Его 16-летний друг Виталий Гыргенов тоже учится в лицее. Он приехал в Улан-Удэ из района и живет в общежитии. В 21.00 там отбой и для опоздавших двери уже закрыты, поэтому учащийся объяснил милиционерам, что планировал ночевать у Баира. Поймать третьего друга сотрудникам ОВД Октябрьского района так и не удалось. Он улизнул в последнюю минуту, даже не успев взять из гардероба верхнюю одежду.

Уже подвыпивших ребят привезли в общежитие. Их встретил строгий комендант и мастер группы производственного обучения Андрей Билтуев. Он заранее предупреждал своих студентов, чтобы те ехали домой.

— Где вы были? Что вы делали? Где сидели? — гневно спрашивал ребят мастер. — Видите ли, в кафешке сидели. Вы что, совсем нюх потеряли?

Сконфуженные, испуганные ребята, опустив головы, не могли произнести ни слова. Они лишь бормотали: «Что теперь будет?», «Точно выгонят из общежития и лицея» — и тяжело вздыхали.

 

«Мне уже есть 16»

Школьнику Максиму Зубкову в отличие от студентов повезло больше. Он уже имеет право хоть до утра играть в компьютерном клубе. В октябре ему исполнилось 16 лет. Максим хорошо знает закон и на все вопросы отвечает бойко и со знанием дела.

— Я пришел поиграть в компьютерный клуб, — говорит он, — про «комендантский час» я много слышал, мать прекрасно знает, что я здесь.

В компьютерный клуб он приходит почти каждый день. Друзей с собой не берет, но по локальной сети находит общий язык и с остальными игроками в клубе. Здесь все наслышаны о новом законе и даже повесили объявление «Лицам, не достигшим 16 лет, после 22.00 играть запрещено», а у клиентов обязательно проверяют документы. Да и проблем особых нет. Приходят чаще всего одни и те же.

— Маленькие приходят только днем, а ночью в основном взрослые, — рассказывает Буянто Жигмытов, администратор компьютерного клуба «Мега-Сеть».

В клубе «Лик» вообще клиентов почти нет. Три больших зала опустели, за компьютерами сидят лишь единицы, хотя еще несколько недель назад в клубе был аншлаг — все, кто приходил раньше, были несовершеннолетними. Теперь детям сюда вход воспрещен.

— Нам штрафы платить не хочется, из-за этих детей тут возни больше, — объясняет Галина Алсаханова, хозяйка клуба «Лик».

«Мы не хотим начинать с карательных мер»

Олег Калинкин, заместитель министра внутренних дел Бурятии:

— Этот закон позволит вести профилактику правонарушений в отношении детей и со стороны детей. Особенно это важно в предстоящие каникулы. Теперь у нас каждый день проходят рейды по всей республике. В группы входят не только сотрудники милиции и комиссия по делам несовершеннолетних, в районах республики даже работники образования подключились к рейдам. Основная проблема, конечно, будет в городе Улан-Удэ. Сегодня закон только вступил в силу, и мы не хотим начинать с карательных мер. Пока только ведем разъяснительную работу с родителями, опекунами и детьми. Все делается для самих детей, ведь в праздничные дни родители употребляют алкоголь и дети предоставлены сами себе. Особенно такая ситуация сложилась в неблагополучных, малообеспеченных семьях. Закон нужен, прежде всего, чтобы разобраться в семье. Если активно воплощать его в жизнь, то мы заранее выявим семейное неблагополучие в республике. Такая профилактика позволит сохранить семьи, жизнь и здоровье детей.

«Общество осознает свою ответственность перед поколением»

Александр Стопичев, председатель комитета Народного Хурала Бурятии по социальной политике:

— Этим законом мы, прежде всего, должны повысить ответственность родителей. Они должны понять, почему их дети в позднее время находятся на улице. Мы выясняли, что преступность происходит именно в эти часы. И ограничения по возрасту я считаю правильные. Раньше эти отношения регулировало само население. Ведь в деревнях, если вам нет 18 лет, взрослые парни в клуб не пустят. Можно было только под окнами подглядывать. А придет человек после армии — пожалуйста, идет в Дом культуры. Мы поймем со временем.Общество осознает свою ответственность перед поколением.

Нужен ли жителям Бурятии «комендантский час»?

Одни считают нововведение необходимым в первую очередь для безопасности самих же детей, другие уверены, что сначала милиция должна навести порядок на улицах, где открыто распивают спиртное.

 Аюна Цыдыпова, студентка ВСГТУ:

— Мне это не очень нравится, мне еще нет 18 лет. Если бы я была школьницей, то нормально было бы. Но я студентка, учусь на первом курсе, и мне кажется, что я вполне могу ходить вечером. Конечно, тем, кто учится в пятом-шестом классах, нельзя появляться одним в позднее время.

 Булат Шатаев, студент:

— Все правильно. Времена уже не те, чтобы шарахаться по ночам. В 90-е годы у людей не было зарплаты, дети были без присмотра, родители постоянно на работе. Сейчас родители могут обеспечить своим детям досуг, и поэтому те спокойно могут проводить время в образовательных центрах, а вечером — с пользой дома. Меня это уже не касается, мне уже 26 лет.

 Соелма Ванданова, работающая:

— Конечно, все это делается для безопасности. Может быть, возраст немного по-другому ограничить, лет с 13, допустим. Я думаю, что в 15 — 16 лет человек хоть и не взрослый, но может появляться вечером в общественных местах. А с тем, что дети слишком засиживаются в интернет-кафе, я согласна.

 Анатолий Арсаланов, артист:

— Насчет питейных заведений и компьютерных клубов я согласен. А что касается в целом… Какие силы будут на это задействованы! У нас не соблюдается закон о запрете распития спиртных напитков в общественных местах, что летом мы видим в любом дворе. На одних штрафах городской бюджет может продержаться. А ловить подростков, мне кажется, не разумно. Пусть лучше силовые структуры следят, чтобы люди не пили во дворах, на детских площадках, в подъездах.

 Ольга Бадулина, учащаяся Кижингинского лицея:

— Мы должны ходить на улице со старшими братьями и сестрами. Я живу в Кижингинском районе и, приезжая в город, вообще вечером не хожу одна. Мне 18 лет, и, тем не менее, все равно боюсь. А вот у себя в деревне мы допоздна гуляем. Хотя если будут штрафовать, то на людей, может, и подействует.

 Санжи Эрдынеев, ученик 9 класса:

— Для кого как, но я вечером не хожу на улицу. После девяти часов я уже дома и даже не прошусь у родителей выходить поздно на улицу. А летом я нахожусь в деревне в Еравнинском районе и там могу хоть допоздна гулять.

Автор:

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях