Досуг
6326

Журнал "Байкал": полная перезагрузка

Журнал представляет мир подпольных водочных королей Улан-Удэ, пьесу по мотивам анекдотов про чукчу и скандальную версию битвы на Калке 

Журнал «Байкал» представляет мир подпольных водочных королей Улан-Удэ, пьесу по мотивам анекдотов про чукчу и скандальную версию битвы на Калке  

Под занавес уходящего 2009 года вышел в свет четвертый номер журнала «Байкал». Почти каждый его номер — это праздник и убедительное свидетельство исключительно плодотворного литературного процесса в республике

 

Новая версия

Оглянемся во вчерашний день. Одним из самых значительных и поздних во временной последовательности произведений была повесть Владимира Митыпова «Долина бессмертников». Это был 1975 год, после которого советская литература в Бурятии быстро закатилась вместе со своими адептами и строем, ее породившим. Уход старых мастеров расчистил пространство для молодой поросли, не ограниченной более идеологическими рамками. Вышло немало интересных как по форме, так и содержанию вещей, способных по уровню мастерства и смелости мысли конкурировать с лучшими произведениями советской эпохи. И это несмотря на поток тотальной коммерциализации и низкопробной массовой культуры. Постсоветская литература в Бурятии все выше поднимает голову, а хорошая литература — это основа для развития профессионального искусства, в первую очередь театра и кино.

Журналу «Байкал» с его разнообразием рубрик и представленных в них авторов удается в полной мере отражать и развивать литературный процесс. В нем много поэзии, эссе, критических, краеведческих и исторических статей. Некоторые крупные вещи сопровождаются дельными аннотациями и послесловиями. Особенно интересными открытиями 2008 и 2009 годов стали роман Андрея Игумнова «Пузыри жизни», рассказы Булата Молонова и Булата Аюшеева. В них нет рефлексии по великому прошлому, а жизнь осмысливается современно по форме и по языку.

 

Чингисхан по-новому

Четвертый номер «Байкала» собрал произведения наиболее активных в настоящий момент литераторов Бурятии. Драматургия Геннадия Башкуева, проза Владимира Бараева, Татьяны Григорьевой, Константина Соболева, Петра Мананникова, стихи известного в республике читинского поэта Виктора Балдоржиева. Остановимся на некоторых из них.

«Гонец Чингисхана» Бараева уже получил признание в России. В Москве в числе 45 лучших произведений из 370 он вошел в лонг-лист премии «Большая книга» за 2008 год. Там «Гонец Чингисхана» назвали качественно новой ступенью в творчестве Бараева. В четвертом номере «Байкала» за 2009 год представлены восемь новых глав романа. Особенно любопытна глава «Битва на Калке», где писатель дает точку зрения монгольской стороны этого события в истории Руси. А в примечании пишет, что «такое изображение битвы на Калке может вызвать возражения и протесты». Как русский писатель, своим романом Владимир Бараев наносит мощный, наряду с фильмом Бодрова «Монгол», удар по мифу о Чингисхане и татаро-монгольском нашествии на Русь. Кроме этого нестандартного для русской мысли и обусловленного происхождением писателя посыла, роман интересен и собственно с литературной точки зрения. С историческим материалом автор обращается вольно и артистично, не ограничивая полет воображения, с высоты холодного опыта спрятав основную идею в яркие одежды «плутовского романа», мистики и легкой эротики.

 

О чукчах, баронах и праздниках

Действие пьесы «Чукча» Геннадия Башкуева происходит в Москве и целиком построено на анекдотах об известном герое, их обыгрывании в диалогах и сюжете. Главный герой омоновец Слава так часто рассказывал анекдоты про чукчу, что он не мог не появиться в его квартире. Башкуев строит парадоксальную ситуацию, в начале Слава помыкает им, а в финале — после возвращения из командировки и плена в Чечне — сам превращается в Чукчу. Башкуев — блестящий комедиограф, с юмором, остроумием и чувством слова. За смехом его героев кроется глубокий смысл.

Нельзя не отметить блещущий юмором и иронией рассказ Татьяны Григорьевой «День рождения». Он весь состоит из тончайших нюансов, игры слов и смысла. Смеяться и плакать можно над каждым предложением.

Повесть «Спиртовый барон» — первая крупная публикация уроженца Тарбагатая Петра Мананникова. В 2008 году им написана повесть «Тарбагатай — семейская деревня моего детства». «Спиртовый барон» с увлекательным авантюрно-криминальным сюжетом начинается со слов: «С утра я собрался на мелькомбинат. Сел на проходной ЛВРЗ в пятый номер трамвая...». Названия улиц, площадей, фамилии и другие бурятские реалии погружают читателя в хорошо знакомый мир. Это первая повесть Мананникова из нескольких готовых к публикации, и она не останется незамеченной.

Фото Марка Агнора

Автор:

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях