В конце прошлого года министр экономики Бурятии Татьяна Думнова дала достаточно осторожный экономический прогноз на будущий год, заявив буквально следующее: «2010 год не обещает никаких послаблений, ситуация будет сложнее, чем в уходящем году. Экономику нужно не только удержать, но и поднять на новый уровень». Удастся ли правительству РБ справиться с этой задачей? О перспективах на 2010 год рассуждает известный экономист Алдар Бадмаев
— Алдар Гальчиевич, чего ждать от наступившего нового года?
— Кризис от финансовой сферы уходит в сферу производства. Причина — спад покупательной способности населения в связи с уменьшением потребительского кредитования и снижением занятости. Однако Бурятию эти проблемы коснутся в меньшей степени, поскольку крупных предприятий у нас и так осталось немного. Авиационный завод обеспечен заказами вперед на несколько лет, поэтому крупнейшее предприятие республики будет чувствовать себя уверенно. А рост цен на золото дает основу для золотодобывающей промышленности.
Основные трудности придутся на первую половину года. В этом году предприятия будут более уверенными в своей политике, т.к. практически все они перестроили свою деятельность в ушедшем 2009 году. И теперь всё будет зависеть от менеджеров компаний. Ведь даже в условиях кризиса существуют возможности для роста. Важно найти себя.
— Вице-премьер Жуков заявил, что экономика России начнет восстанавливаться с глубинки, а значит, и с Бурятии?
— Спад открывает малозаметные, но реально существующие пустоты на рынке, причем как на глобальном, так и на региональном. Происходит сдавливание производства, особенно на фоне ухудшения условий для бизнеса. Банки неохотно дают кредиты на любые промышленные проекты, опасаясь падающего спроса. Но именно в этих условиях образуются разрывы в товарном наполнении рынка, которыми нужно пользоваться.
Также эксперты предполагают в стратегической перспективе снижение курса рубля по отношению к ведущим мировым валютам. Это может воссоздать ситуацию, аналогичную событиям после августа 1998 года, когда продукция российских товаропроизводителей резко подскочила в конкурентоспособности по сравнению с импортом.
— Какие прогнозы с безработицей на будущий год?
— Многие предприятия, удерживавшие в штате людей, находившихся в административных отпусках, на частичной загрузке, будут вынуждены увольнять их. Это примерно, как сообщает служба занятости, 14 тысяч человек. Это профессиональные рабочие, специалисты, которым, учитывая их возраст и стаж работы, будет очень трудно найти новое место. Причем здесь важно то, что люди потеряют не источник дохода, а место основной занятости. Рост безработицы составит, по некоторым оценкам, 200 и более процентов к уровню 2009 года.
— Как вы считаете, люди будут с готовностью менять место жительства в поисках хорошей работы?
— Сейчас пока намечается слабая тенденция замедления оттока людей в центр России в связи с трудностями трудоустройства там. Я лично знаю несколько вернувшихся сильных специалистов. Однако если мы не сможем стимулировать создание рабочих мест здесь, в Бурятии, то отток неизбежно возобновится и даже усилится. Особую опасность я вижу со стороны растущего, несмотря на мировой кризис, Китая. Уже сейчас молодежь начинает присматриваться к нашему южному соседу как к месту своего потенциального трудоустройства. Пока туда едут в основном танцовщицы и «челноки», но скоро перечень востребованных специальностей может возрасти. При этом происходит постепенное замещение выбывающего населения приезжими мигрантами.
— Какие новые механизмы для поддержки безработных вы могли бы предложить правительству РБ?
— Властям необходимо на деле предпринимать усилия для стимулирования организации новых рабочих мест. Вплоть до содействия в маркетинге, заключении контрактов, сбыте продукции. Очень важно содействие в пополнении оборотных средств предприятий, в переговорах с банками, налоговыми органами, особенно на фоне борьбы за повышение собственной доходной базы бюджета РБ. Даже наложить мораторий на налоговые проверки и аресты счетов, предоставить налоговые кредиты.
Сейчас крайне актуальна реорганизация всей схемы поддержки малого и среднего бизнеса, начиная с бизнес-инкубирования. Есть успешные предприятия, имеющие резервы для роста, но они нуждаются в помещениях, оборотных средствах, административной поддержке и грамотном бизнес-консультировании.
— Президент РФ заявил о модернизации. В каком виде она применима в Бурятии?
— Те меры, которые предпринимаются Центром, ни в коем случае не должны отменять инициативные действия на местах. Особенно в таких отраслях экономики Бурятии, как энергосбережение, теплоснабжение, транспорт и авиационное сообщение. Если мы не решим эти базисные проблемы, то на всем остальном можно поставить крест.
Что же касается отраслей промышленности, то кризис многое расставил по своим местам. Ушли на задний план эпохальные горнорудные проекты. Сдулись пузыри, основанные на легких деньгах. Зато хорошие показатели показывает пищевая промышленность, где есть рост производства. На этом и надо делать акцент.
— Скажется ли снижение квоты на мигрантов на строительной отрасли?
— Безусловно, хотя темпы роста в строительстве и так снизятся в связи с падением спроса на продукцию. Пока же эта отрасль идет еще на «парах» докризисного развития.
— Много говорили о транспортно-логистическом комплексе республики, но разговоры как-то стихли. Ничего не выйдет?
— Трудности современного этапа никого не должны пугать. Наше главное преимущество — трансграничное положение нашей республики, мимо которой нереально проехать из Европы в Восточную Азию и обратно. Другой вопрос в складывании благоприятных предпосылок для запуска данного проекта. Многое здесь зависит от взаимоотношений с Центром, перестройки внешней политики России на Востоке.
— Что вы думаете о развитии межотраслевой и межтерриториальной кооперации?
— За каждым соглашением о межотраслевой кооперации должны стоять конкретные пункты об организации поставок тех или иных товаров, производимых нашими предприятиями, должен оговариваться механизм их оплаты. Наш внутренний рынок очень небольшой. В сфере страхования, например, он в семь раз меньше иркутского. Еще десятилетие назад разрыв был не таким огромным. Поэтому необходимо стимулировать торговлю с соседними регионами, Монголией и Китаем.
В 1998 году поставка наших макарон в Монголию в глазах некоторых скептиков выглядела утопией. Тем не менее наши производители до сих пор боятся выходить на рынки даже Читы и Иркутска.
Мы гордимся нашей кондитеркой, мясной продукцией, картофелем. Но наши торговые марки малоузнаваемы. Только недавно байкальская вода появилась на прилавках столичных супермаркетов.
— Чего нам ждать от большого южного соседа?
— Экономика Китая динамично развивается в сложнейшей ситуации глобального кризиса. Объявлено о создании зоны свободной торговли, объединяющей ведущие страны Восточной Азии наподобие ЕЭС. На стадии подготовки валютный союз. Пальма первенства мировой экономики переходит от Вашингтона к Пекину. Для нас это плюс, так как экономический рост в Китае автоматически означает связанные с ним процессы в соседних регионах и территориях. И это неизбежно. Важно быть к этому готовым и постараться соблюсти свои интересы, получить экономические дивиденды в этой ситуации. Для Бурятии и России в целом необходимо стимулирование роста приграничной торговли, международного транзита, но для этого нужно создать все материальные и нормативные условия.
Бизнес
2982
Бурятия: найти точки роста
О перспективах на 2010 год рассуждает известный экономист Алдар Бадмаев