Политика
2547

"Золотая середина"-2

«Вечерка» продолжает анализ деятельности главы республики за время прошедшей половины президентского срока. На сей раз в поле зрения – экономика

«Вечерка» продолжает анализ деятельности главы республики за время прошедшей половины президентского срока. На сей раз в поле зрения – экономика

Явление Вячеслава Наговицына народу, прошедшее летом 2007 года, сразу заставило встрепенуться государственных деятелей, отвечающих за экономику и бюджет Бурятии. Так уж получилось, что в «депрессивном» регионе, по большому счету, успех в работе главы субъекта РФ соизмеряется тем, сколько денег он сумел «выбить» из федерального центра.

Не сказать, что правительство Леонида Потапова было успешным распорядителем бюджетных средств. Деньги зачастую уходили непонятно куда, всем памятны дело «Кримсона», «золотой кредит» и прочие сомнительные схемы по освоению федеральных поступлений. Оттого, наверное, не очень-то и жаловали Бурятию московские чиновники.

Однако Наговицын с ходу дал понять, что «деньги будут». «Маленькая доверчивая республика» сладко зажмурилась в предвкушении «золотого дождя» трансфертов, который прольется на нее. Но новый президент был категоричен – деньги, дескать, вам никто на блюдечке таскать не будет, учитесь сами зарабатывать.

Планов громадьё

Первые важнейшие проекты, которые, правда, начались еще при Потапове, были обозначены Наговицыным в его инаугурационной речи: транспортно-логистический центр, турзона и Мокская ГЭС.

Резонно, что Бурятия должна пользоваться своим выгодным географическим положением. Вопросы о транспортных сетях, связывающих Монголию, Китай и российские территории, стоят на повестке уже не одно десятилетие. Сейчас в этих вопросах видны довольно сильные подвижки. Программа приграничного сотрудничества Сибири и Дальнего Востока РФ с Северо-Восточными провинциями КНР, хоть и нещадно критикуемая, дает серьезную почву для надежды на то, что Бурятия действительно может стать «узлом Центральной Азии». Прежде всего, большие надежды связаны с реконструкцией автодороги «Чита-Хабаровск». К сожалению, пока не приходится говорить о прямом автомобильном пути «Улан-Удэ – Улан-Батор – Пекин» и прочих проблемах, завязанных на межгосударственных отношениях. Но то, что зависит от России и Бурятии, пока худо-бедно выполняется. Начался процесс реконструкции пункта автомобильного пропуска в Кяхте и обустройства пункта пропуска в поселке Монды в Тунке.

Однако провален пока что проект совместного оффшора в Кяхте и Алтан-Булаке. Также более-менее продвигается проект турзоны, о проблемах которого говорят многие СМИ республики. Здесь их целый клубок – от экологической катастрофы на озере Котокель до серьезных опасений, что ожидаемого нашествия туристов не произойдет. Кроме того, до сих пор неясна ситуация с аэропортом Улан-Удэ. Как трансконтинентальный хаб, он оказался не нужен, аэровокзал бездарно продан, на строительство нового средства то ли будут, то ли нет. Да, снизились цены на авиабилеты, но это результат конкуренции авиакомпаний, а не усилий правительства РБ. Мокская ГЭС, судя по всему, вовсе отодвинута на неопределенный срок. По крайней мере, в прошлом году средств на начало работ по Мокской ГЭС по инвестиционной программе ОАО «РусГидро» не выделялось. А после катастрофы на Саяно-Шушенской ГЭС, судя по всему, еще долго не будет выделяться.

Увы, но конкретных результатов по этим проектам мы не увидим при Наговицыне – для этого не хватит двух пятилетних сроков во главе РБ, что он сам себе отмерил. Однако все эти проекты пробуксовывают уже сейчас.

Создается впечатление, что президент РБ и его команда рванули с места в карьер, с криками «Главное – начать!», совершенно не учтя риски подобных долгосрочных проектов. Вернемся в сытый 2007 год. Помните, что российские, что бурятские политики рисовали красивые «планы Путина», «планы Наговицына» и обещали, как хорошо мы будет жить году эдак в 2020-м? Но уже к весне 2008 года забрезжил на горизонте кризис, когда перед выборами Медведева даже пришлось принудительно «замораживать» цены на ряд продуктов. Поэтому каждую подобную «сказку» о «построении коммунизма к 1980 году», «отдельной квартире к 2000 году», «удвоении ВВП к 2010 году», «бездотационной Бурятии к 2017 году» следует воспринимать очень осторожно.

«Короля играет свита»

В прошлом номере «Вечерки» мы останавливались на ряде деятелей, что создавали и создают политическое лицо господина Наговицына. Теперь стоит пройтись и по «столпам» экономики республики. Татьяна Думнова, старый «потаповский» кадр, в апреле 2007 года, будучи министром экономики, была назначена на должность вице-премьера по координации проекта турзоны.

Однако пробыла она в этой должности недолго. В декабре 2007 года госпожа Думнова была осуждена за растрату, но вскоре президент Наговицын заступился за нее и поспособствовал снятию этой судимости. Было видно, что новоиспеченный глава республики цепляется за поднаторевшего министра экономики, разбирающегося как в местном социально-экономическом положении, так и в подковерных интригах. Заступился за министра и новый вице-премьер по экономике Александр Чепик, заявивший что, дескать, «у человека идут суды за половину обеда где-нибудь в московском ресторане». Надо сказать, некоторые инициативы вице-премьера отличались такой неординарностью, что по сравнению с ними блекли даже «мегаотжиги» господина Наговицына. Например, предложение по расширению узкоколейных дорог республики, которые по идее давно заросли и не используются. Неоднозначным шагом Наговицына, к которому его подтолкнул Чепик, стало расформирование агентства по инвестициям. Создали его по инициативе самого же президента РБ, проработало оно с марта по сентябрь 2008 года, толком не успев ничего сделать. Помнится, в правительстве Владимира Саганова в начале 90-х вообще существовало целое министерство внешэкономсвязей, одним из приоритетных направлений которого было привлечение инвестиций. Однако эта работа заглохла после отставки Саганова. Ныне наступили «на те же грабли».

Источники отмечают, что господин Чепик одно из самых, если не самое влиятельное лицо в правительстве Наговицына. Это, дескать, обусловлено тем, что назначение Чепика не было инициативой президента РБ – вице-премьер вышел из недр Администрации президента РФ. Разумеется, весь экономический блок, да и не только, находится под постоянным контролем господина Чепика. Что опять же не нравится «местной элите», вынужденной работать под началом молодого и неопытного «варяга», который, в свою очередь, живет, «под ногами не чуя страны».

О бедной промышленности замолвите…

Теперь отскочим от инаугурационной красивой речи Наговицына к его более сдержанному выступлению перед Хуралом в прошлом году. Безусловно, мировой финансовый кризис «скорректировал» экономическое развитие республики. Бюджету пришлось больно, резали, можно сказать, «по живому». Основным «золотым тельцом» республики как был, так и остался УУАЗ. Любопытно, что за 10 месяцев прошлого года объем налоговых поступлений от авиазавода вырос в 2,3 раза по сравнению с аналогичным периодом 2008-го. Понятно, что их «накормили» заказами, но все равно, радует. В то же время провалились Приборостроительное объединение и Стальмост (снижение налоговых поступлений на 43,3 и 59,1%). Но в целом, по объему налоговых поступлений крупное машиностроение и металлообработка остаются самыми передовыми в республике. В прошлом году только эти три предприятия, несмотря на кризис, принесли более миллиарда рублей в бюджет республики.

Практически чуть было не загубленная в 90-е годы обрабатывающая промышленность Бурятии продолжает развиваться. Однако отношение лидера РБ к этой отрасли наглядно иллюстрирует следующий факт.

В апреле 2009 года президент Наговицын обратился к Хуралу с «антикризисным» Посланием на этот, 2010 год. В нем было много хороших и дельных предложений. Но в этом Послании не прозвучало ни одного слова о развитии промышленного производства в республике. Хотя нет, в Послании господин Наговицын упомянул, что индекс промпроизводства за 2008 год составил 107,6%. Боюсь, за прошлый год нас ждут несколько иные цифры. Снизились показатели производства и, разумеется, налоговых отчислений у Селенгинского ЦКК и завода ЖБИ, Тимлюйского цементного завода, а также Байкальской лесной компании. Уже упомянутый «Улан-Удэстальмост» вовсе потерпел катастрофическое снижение налога на прибыль – аж на 88,9% (!).

В то же время, в своем Послании-2009 Наговицын подробно остановился на добывающей промышленности. Имеется некий прогресс, поскольку в инаугурационной речи президента РБ в 2007 году слово «промышленность» не прозвучало вообще. Однако тут стоит отметить, что практически вся добывающая промышленность республики находится, вообще-то, за ее пределами. То есть добывают-то здесь, но перерабатывают и платят налоги где-то там.

Как отмечают в Минэкономики РБ, основным налогоплательщиком по данному виду деятельности является ОАО «Бурятзолото» (акционировано «Северсталью»). Также доход по отрасли принесло ОАО «Хиагда» («дочка» уранового холдинга «АРМЗ»). Оба предприятия принесли в казну республики 522 млн. руб. в совокупности и сработали в рост.

Но где остальные? Неужели налоги в бюджет республики платят только эти два предприятия? Хотя, безусловно, перспектив для развития горнодобывающей отрасли у нас много, начиная от злосчастного Джидинского вольфрамо-молибденового комбината, заканчивая нефритом.

Однако пока шаги правительства в этом направлении не внушают оптимизма, что отмечают многие СМИ, о ситуации с нефритовой и золотодобывающей отраслью писала и «Вечерка». Худо-бедно отработала пищевая промышленность, однако здесь тоже есть субъекты, ушедшие в «минус», скажем, налоговые платежи ЗАО «Улан-Удэнская макаронная фабрика» уменьшились на 11,5%. Тем не менее, «пищевики» - «Байкалфарм», «Бурятхлебпром», «Улан-Удэнская макаронная фабрика» и «Молоко» принесли в бюджет 252,6 млн. рублей.

Помнится, одной из первых инициатив Наговицына была ликвидация министерства промышленности, производственной инфраструктуры и технологий РБ. Некоторые коллеги-журналисты даже позубоскалили, дескать, «реформа правительства началась с «министерства того, чего нет». Однако насколько был оправдан этот шаг? Как мы видим, республика по-прежнему остается вполне индустриальной, несмотря на все усилия некоторых деятелей представить ее аграрным регионом. Что говорить, если семь крупнейших сельхозпроизводителей РБ «наварили» в бюджет республики всего 11,8 млн. рублей за десять месяцев прошлого года?

В общем, тема республиканской экономики неисчерпаема, и в этом материале хотелось затронуть то, что раньше как-то проходило мимо нашего внимания.

В статье использовались материалы коллегии министерства экономики Республики Бурятия от 24.12.2009, пишет  «Вечерний Улан-Удэ – Неделя».

"Информ Полис":
Вячеслав Наговицын: "Золотая середина"

Слово и дело



Фото Марка Агнора

Автор:

Подписывайтесь

Получайте свежие новости в мессенджерах и соцсетях