Народные избранники бурные дебаты о предоставлении госгарантий инвесторам записали на диктофон на случай судебных разбирательств в будущем
Дискуссия разгорелась на бюджетном комитете Народного Хурала 13 января при обсуждении вопроса о предоставлении правительством Бурятии госгарантий инвесторам в области сельского хозяйства
Депутаты устроили допрос с пристрастием заместителю министра финансов Ольге Макарчук, которая представила проект закона о внесении изменений в Закон РБ «О республиканском бюджете на 2010 год». Речь шла о двух предприятиях — ЗАО «Свинокомплекс «Восточно-Сибирский» и ЗАО «Тогтуури», которым правительство намерено предоставить госгарантии на сумму более 623 млн. рублей и 10,5 млн. рублей соответственно. Депутаты, обрушившие шквал вопросов на Макарчук, пока отказались голосовать за вынесение закона на очередную сессию, так как большинство вопросов для них остались без ответов.
Десятый пункт
В повестке вопрос по госгарантиям был десятым по счету, но именно перед началом его обсуждения председатель бюджетного комитета Цырен Доржиев заявил, что весь разговор будет записан на диктофон, так как «на госгарантиях мы неоднократно обжигались», упомянув злополучные «золотой кредит», «Кримсон» и «грузовую компанию».
Наиболее продолжительной и бурной была полемика в отношении претендента с томским происхождением — ЗАО «Свинокомплекс «Восточно-Сибирский», стопроцентной «дочки» ЗАО «Сибирская аграрная группа». САГ намерена построить в Усть-Бряни Заиграевского района свинокомплекс, комбикормовый завод и убойный цех и готова вложить в проект весомую сумму — 3,1 млрд. рублей. На 2,6 млрд. из них томичам необходима госгарантия правительства Бурятии. В бюджетном комитете обсуждался первый транш в размере 623 млн. рублей.
Уже оплаченный уставный капитал компании, зарегистрированной в Усть-Бряни, равен 260 млн. рублей, сообщила Ольга Макарчук.
Первоначально он составлял 10 тысяч рублей. На его увеличении настояло правительство Бурятии для того, чтобы предприятие имело на первую фазу реализации проекта (первый транш государственной гарантии) собственные средства в размере не менее 20 процентов от суммы госгарантии. Инвесторы выполнили это требование, сообщили в Министерстве сельского хозяйства.
Уставный же капитал головного предприятия-гаранта равен всего 10 тысячам рублей, но чиновники уверены, что это лишь один из возможных источников финансирования предприятия. Уставный капитал — это лишь ответственность акционеров, а ответственность САГ по госгарантии — всеми своими активами, заявили в Минсельхозе.
Особенно много вопросов у депутатов возникло по поводу финансового состояния головной компании.
Есть ли у Сибирской аграрной группы задолженность перед бюджетами других субъектов РФ, какова кредитная история предприятия, сыпал вопросами Бато Семенов.
— Вы читали информацию о компании в Интернете? — вопрошал Семенов у членов правительства, сообщив, что у САГ есть проблемы в других регионах.
Депутат Михаил Гергенов указал на сумму краткосрочных долгов компании — 2,5 млрд. рублей, которые необходимо выплатить в течение года, и предположил, не по этой ли причине САГ нужен кредит.
Вопросы депутатов вполне резонны, ведь поручителем по государственной гарантии выступает непосредственно головное предприятие ЗАО «Сибирская аграрная группа».
В Минсельхозе сообщили, что чистая прибыль предприятия составила 404 млн. рублей, а величина чистых активов — 1,871 млрд. рублей. Согласно действующему Бюджетному кодексу, возможно принятие обеспечения (поручительства) в сумме, в три раза меньшей, чем величина чистых активов предприятия. Таким образом, величины чистых активов предприятия ЗАО «САГ» с лихвой хватит на покрытие возможных гарантийных случаев (620 млн. рублей). Бюджет застрахован, заверили в Минсельхозе.
«Может, и нас будут активно пропихивать?»
В самый разгар дебатов в них вступил депутат Матвей Баданов, владелец свинокомплекса «Николаевский», сообщение которого «ошарашило» некоторых депутатов. Он рассказал историю посещения его предприятия президентом в августе 2009 года. Тогда на вопрос о предоставлении свинокомплексу госгарантий президент ответил, что вряд ли это возможно, указав на кредиты предприятия. Теперь же, по словам Баданова, и они решили попробовать побороться за госгарантии. Он рассказал о перспективах развития своего предприятия, сообщив, что такой же свинокомплекс они могли бы построить гораздо дешевле. Так, к примеру, стоимость одного квадратного метра по их проекту составляет всего 5 тысяч рублей против 20 тысяч у томичей. Стоимость проекта на 20 тысяч голов, по словам Баданова, не может никак превышать 230 млн. рублей.
— Мы собираемся составить инвестиционный проект и подать на получение госгарантии. Может, нас не рассматривают, потому что мы мелочь такая? — предположил Баданов. — Мы тогда решили заложить 20 тысяч стоимость одного квадратного метра. Может, тогда нас будут так же активно пропихивать.
На что министр сельского хозяйства возразил, что их предприятие и не подавало документы на господдержку.
— Подавайте, Матвей Александрович, мы вас поддержим, — сказал Манзанов.
Кому нужны 20 га за 10 млн. рублей?
Другой претендент на госгарантии на сумму в 10,5 млн. рублей — ЗАО «Тогтуури» — намерен построить в республике молочно-товарную ферму. Волну возмущения у депутатов вызвала информация о предоставляемом залоге. Это 19 земельных участков общей площадью около 20 гектаров в Селенгинском районе. По заключению независимого оценщика, они стоят 10 млн. 100 тысяч рублей.
Депутаты негодовали, кому можно продать 20 га за такие деньги. От законодателей отбивался заместитель министра имущества Павел Дорофеев, заявляя, что у них нет оснований не доверять результатам независимой оценки.
На просьбу депутатов сказать «честно и прямо», как используются данные земельные участки, Павел Дорофеев и Александр Манзанов не были единодушны. Первый уверял, что на них находятся покосы, другой — пашни.
— Вы уж определитесь, что это, — посоветовал депутат Павлов.
Депутаты требовали у Ольги Макарчук ответить, несет ли она личную ответственность в том случае, если фирма «Тогтуури» не вернет кредит и залог будет невозможно продать. На что заместитель министра сообщила, что проверять залог — прерогатива Минимущества.
Цырен Доржиев задал вопрос: если земля ликвидна сегодня, то почему ЗАО прямо не пошло в банк, а обратилось за госгарантией. На что Макарчук ответила, что гарантия — это более эффективное обеспечение и получатель может рассчитывать на льготную процентную ставку.
Законодатели дали понять, что не против того, чтобы сельское хозяйство развивалось, но если инвестор предоставит ликвидный залог.
Чистой воды политика
Затянувшаяся дискуссия показала, что предстоящая сессия Народного Хурала будет жаркой, а настрой депутатов весьма критичный.
Депутат Игорь Бобков и вовсе назвал всю полемику «чистой воды политикой». И призвал «не ломать копья», если министерства дали положительные заключения.
— Подписывать этот закон будет президент Республики Бурятия, а кто его подставит, пусть уж он сам решает, — сказал Игорь Бобков.
Председатель Счетной палаты РБ Сергей Иванов подчеркнул, что проблема в отсутствии заключений от министерств, согласно регламенту, где четко расписано, кто на какие вопросы отвечает.
Цырен Доржиев зачитал длинный список недостающих заключений от профильных министерств, хотя в Минсельхозе, напротив, сообщили, что необходимые заключения от профильных министерств есть и все они положительные. Руководитель комитета предложил составить опросник по выступлениям депутатов. Ответы на них будут заслушаны на следующем заседании с представлением всех необходимых документов.
Политика
3231
Депутаты боятся еще раз обжечься на госгарантиях
Народные избранники бурные дебаты о предоставлении госгарантий инвесторам записали на диктофон на случай судебных разбирательств в будущем